DataLife Engine > Главная > Россия – ядерная помойка?!

Россия – ядерная помойка?!


25 марта 2009. Разместил: E.Esina

Еще в преамбуле и принципах Стокгольмской декларации 1972 г. отмечено, что охрана и улучшение среды, в которой живет человек, представляет собой важнейшую проблему, отражающуюся на благоденствии народов и экономическом развитии во всем мире. Природные ресурсы Земли, в том числе воздух, вода, земельные массивы, флора, фауна и особенно представительные образцы природных экосистем, должны ограждаться ради блага нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования и продуманного использования.
Вот про будущие поколения никто и не вспоминает, подписывая различные документы, дающие право на ввоз пресловутого гексафторида урана из стран Европы. Европе-то он зачем, она же (Европа) маленькая, а Россия - большая!

В 2001 г. специалисты группы Панджеа (Pangea) в сотрудничестве с национальными исследовательскими организациями изучили различные регионы мира на их геологическое и климатическое соответствие требованиям глубокого подземного хранилища АО.
Во всех странах, где существуют ядерные программы, проблема ядерных отходов инициирует широкий политический и общественный резонанс. Многочисленные доводы pro и contra постепенно кульминировались в национальные стратегии обращения с АО. Только в России, как всегда, они с национальными особенностями. Ряд стран на законодательном уровне провозгласил подход глубокого захоронения АО в геологических формациях как основной вектор развития. Это США, Швеция, Финляндия, Япония, Россия, Китай, Бельгия, Индия, Швейцария и др.

Особую позицию занимает Франция, в которой законом 1990 г., кроме геологического захоронения, определено еще два варианта обращения с АО: промежуточное хранение и трансмутация. Причины такого решение восходят к нефтяным энергетическим кризисам и беспрецедентным пикам цен на уран в 1970-х гг. С тех пор в целях защиты политического и экономического суверенитета Франции, главный ориентир страны - на развитие атомной энергетики и технологий рециклирования. В том же законе 1990 года определено, что в 2006 г. Парламент страны должен пересмотреть курс национальной стратегии по обращению с ВАО с позиции новых НИОКР. Другие страны менее формально, но также придерживаются диверсифицированной политики по обращению с ядерными отходами: Чехия, Венгрия, Испания и Япония изучают возможность реализации технологий сортировки, трансмутации и геологического захоронения ВАО.

Великобритания и Канада рассматривают все теоретически возможные подходы к обращению с ВАО. Вариант глубокого захоронения в геологических формациях не получил там общественной поддержки и его реализация отложена. В начале 2004 г. на рассмотрение Кабинета министров Великобритании консультативный совет представил 14 вариантов обращения с РАО, но до сих пор национальная стратегия в данной сфере не определена.

Как всегда проведем ретроспективный анализ.
Первые исследования в сфере международных ГХ ВАО относятся к семидесятым годам 20-го века. Производились они с позиции самых общих подходов различными организациями: региональными центрами ядерного топливного цикла; Агентством ядерной энергии Организации экономического сотрудничества и развития (1987 г.); исследовательской группой Синрок (Synrock) в Австралии (середина 1980-х гг.) и т.д. В 1990-х годах концепциями международных хранилищ стали заниматься экспертные группы МАГАТЭ (работы 1994-95, 2001-2002 гг.) Кроме того, в то время разрабатывался ряд инициатив: Маршалловых о-вов (1995-97 гг.); о-ва Вэйк и о-ва Пальмира (середина 1990-х гг.); Австралии, группы Панжеа (1997 - 2002 гг.).

К самым последним специализированным инициативам в сфере международных хранилищ АО относятся:
- Трест ядерного нераспространения (Non-Proliferation Trust) с 1998 г.
- Инициатива Любляны (Словения), с 2001 г.
- Предложения России с 2001 г.
- Предложения Казахстана, 2001, 2002 гг.
- Ассоциация регионального и международного подземного хранения (АРИУС) (ARIUS - Association for Regional and International Underground Storage), с 2001 г.
- Проект "Поддерживающее мероприятие: пилотная инициатива для европейского регионального хранилища" (SAPIERR - Support Action: Pilot Initiative for European Regional Repository), с 2003 г.

Необходимость в исследовании потенциала создания регионального европейского хранилища привела к появлению предложения со стороны организаций АРИУС и Деком, именуемого "Поддерживающее мероприятие: пилотная инициатива для европейского регионального хранилища" (Support Action: Pilot Initiative for European Regional Repository). Цель "Поддерживающего мероприятия" - сделать первые шаги по определению главных факторов осуществимости проекта европейского регионального хранилища.

Что до России, то проект строительства постоянного геологического могильника для ядерных отходов на Симушире родился несколько лет назад в недрах Курчатовского института. Появлялась возможность заработать на сделках с иностранными партнерами, которые тоже не знают, куда пристроить свой радиоактивный мусор. Сегодня в России существуют только временные хранилища радиоактивных отходов. Поэтому в случае с островом Симушир речь сразу пошла именно о постоянном, так называемом геологическом захоронении.

"Выгода" России от переработки ввезенных из-за рубежа ядерных отходов - не что иное, как незаконная коррумпированная торговля окружающей средой, являющаяся распространенным способом извлечения в различных масштабах "теневой" прибыли.
Это влечет, по меньшей мере, следующие негативные последствия:
- резкое ухудшение состояния окружающей среды, включая исчезновение различных видов флоры и фауны, истощение ресурсов, загрязнение природы;
- падение авторитета и эффективности государственного управления за счет его коррумпирования, причем существуют обоснованные предположения о том, что именно коррупция обеспечивает возможность незаконной торговли и делает особенно опасными упомянутые ее последствия.
В условиях экономического кризиса экологическая коррупция стала более "выгодной" экономически, выросла значительно ее институализация в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Во многом это объясняется экономическим значением ресурсной составляющей российской экономики.

Экологическая коррупция крайне опасна, нанося ущерб и природе и в целом системе государственного управления. Она не встречает сейчас серьезного сопротивления, но может быть ограничена путем развития легальной экономики и совершенствования природоохранной деятельности. Конечно, это еще не тот тревожный звонок, на который следует нервно реагировать. И было бы самое грустное, если бы президент и его соратники стали заложниками рейтинга и строили свою политику именно в расчете на внешний эффект, а не в расчете на конкретные действия.

Еще один момент. Активная гражданская позиция международной организации "Гринпис" - это здорово! Но, к сожалению, квалифицировать ее можно и как новое направление террористической активности - терактов, совершаемых под предлогом защиты окружающей среды. Формально эта тенденция как самостоятельный вид терроризма проявилась в качестве ядерных испытаний еще в 1972 г., когда активисты экологической группы "Don`t Make a Wave", (впоследствии международной организацией "Гринпис"), на судне "Greenpeace III" направились к атоллу Муруроа, где Франция проводила ядерные испытания. Своим присутствием группа вмешалась в планы Франции по развитию собственного ядерного военного потенциала. С тех пор в СМИ было немало публикаций о проявлениях антиядерного активизма, о демонстрациях и массовых митингах протестах против строительства АЭС, и так далее.
Будучи представителями радикальной ветви экологических активистов, они в конечном итоге преследуют политические цели - оказать давление на правительство посредством широкого общественного протеста или привлечь дополнительное внимание к проблемам "зеленых" в парламентах.

Просто грань между защитой природы и личными интересами (вхождение во власть, например) очень тонкая. И хочется надеяться, что охрана окружающей среды от деградации, защита экологических прав и законных интересов нынешних и будущих поколений стоит на первом месте!