Навигация
Информеры
  • Погода
  • Праздники
  • Периодическая таблица элементов
  • Другие новости
    Федеральный закон от 26.06.2008 N 96-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе"
    Вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования. Принят ГД ФС РФ 11.06.2008.

    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 декабря 2004 г. N 296 г. Москва Об утверждении перечня лекарственных средств
    Перечень льготных лекарственных средств. Опубликовано 10 декабря 2004 г.

    Правовые аспекты доступа к экологической информации (часть 2)
    Обзор современного российского законодательства, регулирующего доступ к эко-информации: окончание (нажмите сюда, чтобы прочесть начало статьи).

    Популярное
    Опрос

    Лучший из всех
    Неплохой
    Устраивает
    Встречал и получше
    Совсем не понравился


    Translations
    Статистика
    Rambler's Top100 Rambler's
Top100

      RosEcoAudit.RU » Главная » Россия – ядерная помойка?!

    Россия – ядерная помойка?!

    Еще в преамбуле и принципах Стокгольмской декларации 1972 г. отмечено, что охрана и улучшение среды, в которой живет человек, представляет собой важнейшую проблему, отражающуюся на благоденствии народов и экономическом развитии во всем мире. Природные ресурсы Земли, в том числе воздух, вода, земельные массивы, флора, фауна и особенно представительные образцы природных экосистем, должны ограждаться ради блага нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования и продуманного использования.
    Вот про будущие поколения никто и не вспоминает, подписывая различные документы, дающие право на ввоз пресловутого гексафторида урана из стран Европы. Европе-то он зачем, она же (Европа) маленькая, а Россия - большая!

    В 2001 г. специалисты группы Панджеа (Pangea) в сотрудничестве с национальными исследовательскими организациями изучили различные регионы мира на их геологическое и климатическое соответствие требованиям глубокого подземного хранилища АО.
    Во всех странах, где существуют ядерные программы, проблема ядерных отходов инициирует широкий политический и общественный резонанс. Многочисленные доводы pro и contra постепенно кульминировались в национальные стратегии обращения с АО. Только в России, как всегда, они с национальными особенностями. Ряд стран на законодательном уровне провозгласил подход глубокого захоронения АО в геологических формациях как основной вектор развития. Это США, Швеция, Финляндия, Япония, Россия, Китай, Бельгия, Индия, Швейцария и др.

    Особую позицию занимает Франция, в которой законом 1990 г., кроме геологического захоронения, определено еще два варианта обращения с АО: промежуточное хранение и трансмутация. Причины такого решение восходят к нефтяным энергетическим кризисам и беспрецедентным пикам цен на уран в 1970-х гг. С тех пор в целях защиты политического и экономического суверенитета Франции, главный ориентир страны - на развитие атомной энергетики и технологий рециклирования. В том же законе 1990 года определено, что в 2006 г. Парламент страны должен пересмотреть курс национальной стратегии по обращению с ВАО с позиции новых НИОКР. Другие страны менее формально, но также придерживаются диверсифицированной политики по обращению с ядерными отходами: Чехия, Венгрия, Испания и Япония изучают возможность реализации технологий сортировки, трансмутации и геологического захоронения ВАО.

    Великобритания и Канада рассматривают все теоретически возможные подходы к обращению с ВАО. Вариант глубокого захоронения в геологических формациях не получил там общественной поддержки и его реализация отложена. В начале 2004 г. на рассмотрение Кабинета министров Великобритании консультативный совет представил 14 вариантов обращения с РАО, но до сих пор национальная стратегия в данной сфере не определена.

    Как всегда проведем ретроспективный анализ.
    Первые исследования в сфере международных ГХ ВАО относятся к семидесятым годам 20-го века. Производились они с позиции самых общих подходов различными организациями: региональными центрами ядерного топливного цикла; Агентством ядерной энергии Организации экономического сотрудничества и развития (1987 г.); исследовательской группой Синрок (Synrock) в Австралии (середина 1980-х гг.) и т.д. В 1990-х годах концепциями международных хранилищ стали заниматься экспертные группы МАГАТЭ (работы 1994-95, 2001-2002 гг.) Кроме того, в то время разрабатывался ряд инициатив: Маршалловых о-вов (1995-97 гг.); о-ва Вэйк и о-ва Пальмира (середина 1990-х гг.); Австралии, группы Панжеа (1997 - 2002 гг.).

    К самым последним специализированным инициативам в сфере международных хранилищ АО относятся:
    - Трест ядерного нераспространения (Non-Proliferation Trust) с 1998 г.
    - Инициатива Любляны (Словения), с 2001 г.
    - Предложения России с 2001 г.
    - Предложения Казахстана, 2001, 2002 гг.
    - Ассоциация регионального и международного подземного хранения (АРИУС) (ARIUS - Association for Regional and International Underground Storage), с 2001 г.
    - Проект "Поддерживающее мероприятие: пилотная инициатива для европейского регионального хранилища" (SAPIERR - Support Action: Pilot Initiative for European Regional Repository), с 2003 г.

    Необходимость в исследовании потенциала создания регионального европейского хранилища привела к появлению предложения со стороны организаций АРИУС и Деком, именуемого "Поддерживающее мероприятие: пилотная инициатива для европейского регионального хранилища" (Support Action: Pilot Initiative for European Regional Repository). Цель "Поддерживающего мероприятия" - сделать первые шаги по определению главных факторов осуществимости проекта европейского регионального хранилища.

    Что до России, то проект строительства постоянного геологического могильника для ядерных отходов на Симушире родился несколько лет назад в недрах Курчатовского института. Появлялась возможность заработать на сделках с иностранными партнерами, которые тоже не знают, куда пристроить свой радиоактивный мусор. Сегодня в России существуют только временные хранилища радиоактивных отходов. Поэтому в случае с островом Симушир речь сразу пошла именно о постоянном, так называемом геологическом захоронении.

    "Выгода" России от переработки ввезенных из-за рубежа ядерных отходов - не что иное, как незаконная коррумпированная торговля окружающей средой, являющаяся распространенным способом извлечения в различных масштабах "теневой" прибыли.
    Это влечет, по меньшей мере, следующие негативные последствия:
    - резкое ухудшение состояния окружающей среды, включая исчезновение различных видов флоры и фауны, истощение ресурсов, загрязнение природы;
    - падение авторитета и эффективности государственного управления за счет его коррумпирования, причем существуют обоснованные предположения о том, что именно коррупция обеспечивает возможность незаконной торговли и делает особенно опасными упомянутые ее последствия.
    В условиях экономического кризиса экологическая коррупция стала более "выгодной" экономически, выросла значительно ее институализация в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Во многом это объясняется экономическим значением ресурсной составляющей российской экономики.

    Экологическая коррупция крайне опасна, нанося ущерб и природе и в целом системе государственного управления. Она не встречает сейчас серьезного сопротивления, но может быть ограничена путем развития легальной экономики и совершенствования природоохранной деятельности. Конечно, это еще не тот тревожный звонок, на который следует нервно реагировать. И было бы самое грустное, если бы президент и его соратники стали заложниками рейтинга и строили свою политику именно в расчете на внешний эффект, а не в расчете на конкретные действия.

    Еще один момент. Активная гражданская позиция международной организации "Гринпис" - это здорово! Но, к сожалению, квалифицировать ее можно и как новое направление террористической активности - терактов, совершаемых под предлогом защиты окружающей среды. Формально эта тенденция как самостоятельный вид терроризма проявилась в качестве ядерных испытаний еще в 1972 г., когда активисты экологической группы "Don`t Make a Wave", (впоследствии международной организацией "Гринпис"), на судне "Greenpeace III" направились к атоллу Муруроа, где Франция проводила ядерные испытания. Своим присутствием группа вмешалась в планы Франции по развитию собственного ядерного военного потенциала. С тех пор в СМИ было немало публикаций о проявлениях антиядерного активизма, о демонстрациях и массовых митингах протестах против строительства АЭС, и так далее.
    Будучи представителями радикальной ветви экологических активистов, они в конечном итоге преследуют политические цели - оказать давление на правительство посредством широкого общественного протеста или привлечь дополнительное внимание к проблемам "зеленых" в парламентах.

    Просто грань между защитой природы и личными интересами (вхождение во власть, например) очень тонкая. И хочется надеяться, что охрана окружающей среды от деградации, защита экологических прав и законных интересов нынешних и будущих поколений стоит на первом месте!

     

     

     

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

     

    Другие новости по теме:

  • Внимание! Вопросы саморегулирования в области обращения с отходами! Первая ...
  • Кто виноват и что делать: выгодны ли для России посткиотские ограничения?
  • УСЛУГИ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Неконституционным постановление правительства по экологическим платежам
  • Внимание проектировщиков и изыскателей! Разъяснения Минрегиона России по вы ...
  •  

    Просмотров: 3432 автор: E.Esina 25 марта 2009 Напечатать Комментарии (1)
    Написал: dyuzhev123 (6 апреля 2009 00:06)  
    Спасибо за вашу интересную новость и за ваш превосходный сайт!!
    Зарегистрирован: 1.01.1970 ICQ: -- [цитировать]
    Добавление комментария