Навигация
Информеры
  • Погода
  • Праздники
  • Периодическая таблица элементов
  • Другие новости
    Федеральный закон от 26.06.2008 N 96-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе"
    Вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования. Принят ГД ФС РФ 11.06.2008.

    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 декабря 2004 г. N 296 г. Москва Об утверждении перечня лекарственных средств
    Перечень льготных лекарственных средств. Опубликовано 10 декабря 2004 г.

    Правовые аспекты доступа к экологической информации (часть 2)
    Обзор современного российского законодательства, регулирующего доступ к эко-информации: окончание (нажмите сюда, чтобы прочесть начало статьи).

    Популярное
    Опрос

    Лучший из всех
    Неплохой
    Устраивает
    Встречал и получше
    Совсем не понравился


    Translations
    Статистика
    Rambler's Top100 Rambler's
Top100

      RosEcoAudit.RU » Главная » Nord Stream - последний постсоветский проект. Пора собирать камни...

    Nord Stream - последний постсоветский проект. Пора собирать камни...
    Северо-Европейский газопровод (СЕГ) или Nord Stream можно назвать последним постсоветским проектом, потому что саму концепцию СЕГ обусловили реалии прошлого. И в политическом, и в бизнес-аспекте цель проекта – избавиться от посредничества постсоветских стран, поведение которых непредсказуемо. Прямые цивилизованные поставки российского природного газа в центр Европы, естественно, принесут прибыль, но и вызовут недовольство посредников. Первыми возмутились крупнейшие транзитеры - Польша, Литва и Латвия. Они даже подали в Еврокомиссию свой проект, согласно которому Россия должна была тянуть «трубу» через их территорию. Но апелляции к пресловутому балтийскому единству не стали аргументом, определяющим судьбу СЕГ. Немцы не захотели отдавать соседям контроль за своей экономикой.

    При этом масштабность проекта СЕГ привела к геополитическим сдвигам в Европе уже на уровне подготовки и обсуждения строительства. А это, в свою очередь, привело к новым коллизиям: в проекте новой системы газоснабжения Европы появились новые функционеры - Эстония и Финляндия, в территориальных или экономических водах которых вынужден, будет действовать девелопер газопровода - компания Nord Stream.

    Эстония, в уже привычном наступательном стиле, для начала запретила исследования, касающиеся возможности прокладки трубопровода в эстонских территориальных и экономических водах, что противоречит части 1-я статьи 79-й Конвенции ООН о морском праве, которая гласит: «У всех государств есть право на основании данной статьи прокладывать подводные кабели и газопроводы». Но это не единственный козырь в эстонской колоде крапленых карт. Следует заметить, что все, касающееся подводных трубопроводов, описано в конвенции ООН в разделе «Континентальный шельф». Согласно части 1-й статьи 78-й конвенции «Права прибрежного государства в отношении континентального шельфа не влияют на правовое положение находящихся над шельфом вод или находящегося над водами воздушного пространства». А посему нет особой разницы, проходит ли газопровод в территориальных или экономических водах – все равно определяющей является его прокладка по шельфу. Но, тем не менее, в соответствии с частью 3-й статьи 79-й конвенции «Прибрежное государство должно одобрить схему и направление укладки кабелей и газопроводов». Соответственно, эстонское правительство увидело свою миссию в том, чтобы превратить одобрение – в согласование, а согласование – в разрешение. Эстония в очередной раз нарушила международное право. Благо между Эстонией и Грузией установлен постоянный обмен опытом. Есть у кого поучиться!

    Спору нет: экология Балтийского моря внушает серьезнейшие опасения, так как является хрупкой и закрытой экосистемой в силу своей географии и гидрографии. В конце 2005 года на сессии Ассамблеи Международной морской организации Балтийскому морю был присвоен статус «особо чувствительной морской зоны». Это требует особого внимания и осторожности от пользователей акваторией Балтики.

    При всей озабоченности неправительственных экологических организаций различного толка, экологическая проблема существует в этом районе и без СЕГ. Тем более, в Балтийском море в день находится в движении в среднем около двух тысяч судов, из которых около 200 - танкеры. Случаются же аварии на нефтеналивных судах. Давайте запретим все! Поэтому не надо доходить до абсурда! Давайте работать профессионально и без истерии! Я имею право так сказать, поскольку вопросами экологических последствий захоронения химоружия занимаюсь уже более 15 лет, а вопросами СЕГ – 10.

    altПроектирование и строительство морского участка СЕГ имеет ряд особенностей, которые требуют специальных процедур и подходов в этой работе. В частности проект должен отвечать конвенции ООН по морскому праву, директиве Евросоюза по газу от 1998 года, договору по энергетической хартии 1998 года и директиве совета Евросоюза об оценке влияния проектов на окружающую среду. Здесь надо еще иметь в виду, что опыт прокладки газопроводов в закрытых морях у России имеется: надо полагать, что при проектировании «Голубого потока» по дну Черного моря вопросы экологии стояли не менее остро.

    Согласно докладу Хельсинкской комиссии по защите среды Балтийского моря (HELCOM), опубликованному в октябре 2004 года, только в 2003 рыбаки вытащили со дна моря сетями 25 химических снарядов и бомб с ипритом, адамситом и другими отравляющими веществами. Большинство из них проржавели. Рыбаки такой «улов» чаще выбрасывают снова в море, либо доставляют на берег для обезвреживания. Большинство опасных находок, говорится в докладе, встречается к востоку от датского острова Борнхольм. По утверждению комиссии, это самая серьезная статистика за последнее десятилетие.

    Происходит разрушение в морской воде корпусов химбоеприпасов и емкостей. По оценкам специалистов, разгерметизация авиахимбомб началась через 23 года, и завершиться через 80 лет после затопления, артхимснарядов различного калибра начнется через 70-100 лет, закончится через 240-400 лет после затопления.

    Первые комплексные обследования зон затопления химоружия были проведены в 1996 году. Тогда впервые были полученные сведения о наличии геохимических аномалий в зонах захоронения. С 1997 года начался мониторинг этих зон, в результате которого были обнаружены повышенные концентрации мышьяка, что указывает на загрязнение донных отложений химическими отравляющими веществами и продуктами их распада. В 1998 году морские работы были распространены и на пролив Скагеррак, где химоружие затапливали уже западные страны. В 2000 году в проливе Скагеррак были обследованы затопленные суда с химическим оружием в трюмах. А в 2001 году около о. Борнхольм случилось «подтверждение прежних аномалий по мышьяку и выявление новых»( научные данные ВСЕГЕИ им. А.П. Карпинского.)

    Обращаясь к нашим «зеленым» хочу сказать: «Давайте заниматься защитой окружающей среды, а не профанацией! До каких пор, вопросами экологии будут заниматься невежественные непрофессионалы: понятно, что опять ленинский принцип в действии «каждая кухарка может управлять государством…», но не каждый биолог является экологом! Есть понятие «инженерная защита окружающей среды», так вот для оценки проектов, в первую очередь должны привлекаться инженеры-экологи, а уже вместе с ними, для оценки специфических разделов флоры и фауны – биологи, а не наоборот».

    Мне не понятно, когда руководитель независимой общественной организации «Проект Мониторинг БТС» Александр Сутягин, один проводит экспертизу по всем разделам многотомного и многопрофильного проекта («Анализ полноты и достоверности материалов ПОВОС участка магистрального газопровода «Nord-Stream» (СЕГ), расположенного в ИЭЗ РФ в Финском заливе» на который начинаю ссылаться другие некоммерческие экологические организации.
    Во-первых, даже при проведении независимой экспертизы создается рабочая группа экспертов по направлениям.
    Во-вторых, расчет ущерба рыбным популяциям и определение сроков возможного производства работ в местах нереста определяет ГосНИОРХ (Государственный научно-исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства).
    В-третьих, чтобы безапелляционно констатировать в отчете, что воздействие от разноса облака донных осадков будет значительным в мелководных зонах, необходимо иметь компьютерный расчет распространения облака взмученности при производстве конкретного вида строительных работ. Не надо вводить общественность в заблуждение!

    Строительство СЕГ - уникальный случай и повод заняться исследованием и экологией (в самом широком смысле) Балтийского моря всерьез, поскольку ни у одного из государств в одиночку средств на это нет.

    Действия украинского правительства в 2008-2009г.г. в газовом конфликте в очередной раз доказали верность идеи прокладки СЕГ мимо постсоветских государств и необходимость прокладки СЕГ – в общих интересах России и Европы. Таким же общим интересом в свое время была Северная война, когда Европа и Россия сражались за то, чтобы Балтика стала для них общим пространством, а не вотчиной одной страны.
     

     

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

     

    Другие новости по теме:

  • Парламентские новости
  • Экологический календарь. 25 сентября - Всемирный день моря
  • Защитники Химкинского леса одержали первую победу
  • Сочи: экологически чистая Олимпиада – миф или реальность?!
  • ЭРА ЭКОЛОГИИ или Что год грядущей нам готовит?!
  •  

    Просмотров: 3181 автор: E.Esina 5 апреля 2009 Напечатать Комментарии (0)
    Добавление комментария