Навигация
Информеры
  • Погода
  • Праздники
  • Периодическая таблица элементов
  • Другие новости
    Федеральный закон от 26.06.2008 N 96-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе"
    Вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования. Принят ГД ФС РФ 11.06.2008.

    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 декабря 2004 г. N 296 г. Москва Об утверждении перечня лекарственных средств
    Перечень льготных лекарственных средств. Опубликовано 10 декабря 2004 г.

    Правовые аспекты доступа к экологической информации (часть 2)
    Обзор современного российского законодательства, регулирующего доступ к эко-информации: окончание (нажмите сюда, чтобы прочесть начало статьи).

    Популярное
    Опрос

    Лучший из всех
    Неплохой
    Устраивает
    Встречал и получше
    Совсем не понравился


    Translations
    Статистика
    Rambler's Top100 Rambler's
Top100

      RosEcoAudit.RU » Главная » Строительство плавучей атомной станции в Санкт Петербурге: шаг на пути к прогрессу или начало конца?

    Строительство плавучей атомной станции в Санкт Петербурге: шаг на пути к прогрессу или начало конца?

    проект американской плавучей атомной станцииИдея использовать атомную энергию на море для создания плавучих атомных станций впервые была высказана, Ричардом Экертом, вице-президентом американской компании The Public Service Electric and Gas в 1969 году. Тогда энергетический гигант Westinhouse даже создал специальную дочернюю энергетическую компанию - Offshore Power Systems, - которая планировала построить в 1980-81 гг. восемь плавучих атомных станций мощностью 1150 МВт каждая. Идея провалилась, несмотря на затраченные компанией 180 миллионов долларов США, из-за явной экономической неэффективности проекта и сопротивления «зеленых».

    В октябре 2007 года было решено начать предпроектные и проектно-изыскательские работы по подготовке площадок для ПАТЭС в районе поселков Тикси, Усть-Куйга и Юрюнг-Хая. Срок ввода станций в эксплуатацию 2013-2015 гг. Строительство станций предполагается осуществлять на базе плавучих энергетических блоков с реакторными установками АБВ-6М. Такие ПАТЭС, мощностью до 18 МВт, предназначены для обеспечения электричеством и теплом небольших энергоизолированных поселков, не подключенных к единой энергосистеме. 15 апреля 2007 года на стапелях завода ФГУП «ПО Севмаш» в цехе №50 состоялась торжественная закладка первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) «Академик Ломоносов», названной в честь великого русского ученого Михаила Ломоносова. Концерн «Росэнергоатом» намерен завершить ее строительство уже в 2010 году.

    Готовое к эксплуатации судно-энергоблок должно встать в водах Белого моря, близ «Севмаша» - электроэнергией станции в основном будет снабжаться «Севмаш», а примерно одна пятая часть будет продаваться.

    Концерном «Росэнергоатом» и ФГУП «ПО Севмаш» была подписана Декларация о намерениях по строительству целой серии плавучих атомных станций. Она предусматривает сооружение в период с 2008 по 2016 гг. еще шести ПАТЭС, с закладкой на стапелях предприятия, начиная с 2008 года, по одному энергоблоку ежегодно. Согласно планам, начиная с третьей станции заложенной серии, срок изготовления ПАТЭС будет сокращен с четырех до трех лет. ПАТЭС РоссияПозже, концерн «Росэнергоатом» сообщил о согласовании с правительством РФ переноса строительства плавучей АЭС с ОАО «ПО Севшмаш» (Северодвинск) на ОАО «Балтийский завод», контролируемый «Объединенной промышленной корпорацией». Стоимость постройки составляет 200 млн. долларов. Проект на 80% финансируется за счет «Росэнергоатома» и на 20% из средств «Севмаша». Ввод в эксплуатацию ПАТЭС запланирован на 2011 год. Так что речь могла идти не о закладке, а именно о переносе площадки строительства.

    Так что, уже начинаются нестыковки. Советникам Губернатора Санкт-Петербурга, не мешало бы лучше готовить речи! Да и помпы могло бы быть поменьше!

    В тот же период, в рамках рабочих групп, велись переговоры об эксплуатации плавучих атомных станций с представителями Чукотского АО, Минобороны РФ, ОАО «Газпром», рядом государств Азии и Африки. Подписанный документ также гарантировал взаимозаменяемость энергоблоков в процессе их эксплуатации.



    По данным Росатома, был проявлен интерес со стороны 12 стран, в числе которых - Индонезия, Малайзия, Китай. Станция, которую построят в Северодвинске, будет служить также действующей моделью, на которую смогут взглянуть потенциальные экспортеры.

    Вместе с тем Россия не будет продавать саму плавучую атомную станцию – только электроэнергию. Таким образом, с повестки снимаются вопросы, связанные с распространением ядерных технологий. Плавучая атомная станция приводится под флагом России к берегам государства, подписавшего контракт, бросает якоря в удобном месте, устанавливает контакт с местными техническими службами на берегу.

    Это декларация.

    Для того, чтобы говорить о плюсах и минусах ПАТЭС, несколько слов – что это такое.

    Принцип действия плавучей АТЭС следующий. В прибрежных водах (базироваться могут в любом прибрежном районе) , недалеко от обслуживаемого объекта (города, поселка, предприятия), выбирается место швартовки. Энергоблок прибывает на буксире (плавучая АЭС будет представлять собой судно длиной 144 метра, шириной 30 метров и водоизмещением 21,5 тыс. тонн). Ее мощность составит 70 мегаватт. На нем установлены 2 реактора и помещения для технических и бытовых служб. На берегу должна иметься компактная инфраструктура - трансформаторные установки, насосный комплекс и пр. Станция способна обеспечить электроэнергией город в 200 тысяч человек. Если же ее мощность пустить на переработку морской воды, то она сможет давать 240 тыс. кубометров пресной воды в сутки. ПАТЭС позволяет сохранять до 200 тысяч тонн угля и 100 тысяч тонн мазута в год. и использоваться для выработки как электричества и тепла, так и для опреснения морской воды. В сутки она может выдать от 100 до 400 тысяч тонн пресной воды. Плавучая атомная станция может эксплуатироваться без перезагрузки топлива в течение 12-15 лет.

    Теперь о мнениях сторонников и противников.

    Что декларируют сторонники.

    По представлению «Росэнергоатом», идеология и технологический принцип, заложенные в проект, свидетельствуют о его высокой надежности, и о том, что никакого радиоактивного воздействия на окружающую среду не оказывается. Когда станция снимается с якоря и уходит, после нее остается абсолютно чистое место. При этом при разработке системы безопасности станции учтена и террористическая угроза. Предотвращение несанкционированного доступа к делящимся материалам на борту станции обеспечивается с помощью последних достижений науки и техники в этой области. Используется, например, техника идентификации личности по отпечаткам пальцев и радужной оболочке глаза. Предусмотрена защита от возможных действий диверсионной группы террористов-аквалангистов. Основательно продуманы технические средства внешней защиты. Скажем, гипотетически упавший на станцию самолет не имеет шансов разрушить реакторную установку.

    Основной лозунг корпорации: «То, что именно Россия - первая в мире - начинает строительство малой АЭС фактически означает настоящий прорыв в сфере энергетических технологий»! А прорыв ли? Никто не собирается умолять достижений России, и мы все только будет гордиться своей страной, но не надо уподобляться Китаю, который в период правления «великого кормчего» попытался обогнать весь мир в сталелитейном производстве!

    Плавучая станция обладает пятью барьерами радиационной защиты, способна выдержать землетрясение силой 7–8 баллов по шкале Рихтера, падение на станцию самолета типа ЯК-40.

    Отвечая на вопрос о безопасности плавучих АЭС, Сергей Обозов сравнил их и с «автоматом Калашникова» - мировым образчиком безотказности и надежности. По его словам, безопасность перспективной плавучей АЭС подтверждается значительным - почти 40-летним - успешным опытом эксплуатации советских атомных ледоколов.

    Что говорят противники.

    Российский проект это несамоходная баржа водоизмещением 24 тыс. тонн, – этакий неповоротливый дредноут времен Первой мировой войны. Гипотетически – это привлекательный объект для возможных террористических атак – на судне находятся 8 активных зон. Это те самые зоны, в которых есть ядерные материалы. Допустим – первая строящаяся атомная плавучая АЭС в Северодвинске, будет находиться в закрытой бухте под постоянной охраной. Но другие-то плавучие станции планируется выставить вдоль Северного морского пути. Так что сопровождать такую «баржу» должны оперативные соединения Военно-морского флота. Но у России никаких финансов не хватит, чтобы дать несамоходной барже подобное прикрытие. Об этом неоднократно заявлял адмирал Эдуард Балтин.

    Специалисты ЦНИИ имени академика Крылова в Петербурге (Комплексный научный центр мирового кораблестроения) уверены в том, что плавучий понтон не является безопасным для хранения активных зон, выгруженных из реактора. Каждые 12 лет станция должна проходить заводской доковый ремонт. А чтобы забирать с ПАТЭС отработанное ядерное топливо, придется строить специальное судно – «довесок» к ПАТЭС. С ним эксплуатация плавучих АЭС становится и вовсе нерентабельной.

    И что же в это время должен делать потребитель?

    В отличие от блоков обычной станции реакторная установка плавучей АЭС работает на уране, который можно использовать для создания атомной бомбы. Ряд важнейших параметров реакторов КЛТ-40С, предлагаемых для ПАТЭС, был сильно изменен по сравнению с прототипом – ледокольным реактором на ледоколах «Вайгач» и «Диксон». В частности, увеличена активная зона реактора. И это чревато. Главным элементом ядерного реактора как раз и является активная зона. В нем размещается ядерное топливо и осуществляется цепная реакция деления.

    По словам Германа Лукашина , эксперта по вопросам ядерной безопасности , имеет место поверхностный подход к анализу возможных «запроектных» событий. Ни ХДМ, ни ПАТЭС не выдержат не только ядерного удара, но даже и падения аэробуса. ПАТЭС к тому же не имеет защитного колпака. Ну а воздействие цунами просто исключили из рассмотрения.

    «Гринпис», так же выступает резко против строительства подобных электростанций. Ее специалисты считают, что плавучие АЭС могут стать заманчивой мишенью для различных террористических организаций, ведь проект не предусматривает никаких специальных охранных мер, например, присутствие в районе ПАЭС российских военных кораблей в течение срока эксплуатации станции. В своем докладе «Гринпис» перечислил основные возможные сценарии терактов.

    Теперь несколько слов об экономике проекта.

    В декабре 2006 г. называлась цифра – 2 млрд. 609 млн. рублей, затем 9 млрд. руб., а потом (и это все в течение 5 месяцев) смета составила уже 11,2 млрд. рублей. Выходит, за 5 месяцев затраты на ПАТЭС увеличились почти в 5 раз? Плавучая станция, еще не кинув свой «мертвый якорь», но уже выросла в цене.

    В свое время, гендиректор концерна «Росэнергоатом» С. Обозов, очень самоуверенно заявил, что себестоимость электроэнергии малой АЭС будет значительно дешевле аналогичного показателя для традиционной тепловой генерации, основанной на сжигании газа, угля или мазута в условиях крайнего севера (напомню, что в структуре стоимости одного «северного» кВт.ч доля топлива занимает около 70% и более и связано это в первую очередь с высокой транспортной составляющей, составляющей около 50% стоимости топлива).

    Бывший же глава Министерства экономического развития и торговли Герман Греф выразил сильное сомнение в окупаемости затрат на сооружение плавучих АЭС. Стоимость одного киловатта установленной мощности плавучей атомной станции – 7 тыс. 200 долларов. Это в 7 раз выше, чем в теплогенерации.

    Сам же проект (не только проект ПАТЭС), а и вся инфраструктура к нему – игрушка очень дорогая. Когда говорят о стоимости проекта, забывают сказать о его неразрывной составляющей - инженерии, без которой проект не имеет смысла рассматривать. Еще нужны средства на преобразовательные станции на берегу, ЛЭП, затраты на аренду земли, строительство инфраструктуры для персонала, который должен работать по вахтовому методу. И если ПАТЭС – это типовой проект, то привязка его и проектирование инфраструктуры к нему – индивидуальный. Да и прохождение проекта в единой госэкспертизе должно будет осуществлять в каждом конкретном случае. К тому же доступ в эти северные районы есть только несколько месяцев в году.

    Опять же, насколько безопасен будет вокруг плавучей станции уровень радиации? Каково радиационное воздействие на окружающую среду – почву и воду, флору и фауну?

    Технический прогресс должен шагать вперед, передовые технологии необходимо внедрять, только необходимо помнить, что природа, а именно северная – очень ранима, и перейдя точку невозврата – обратного пути не будет!

     

     

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

     

    Другие новости по теме:

  • Причины и последствия аварии на Саяно-Шушанской ГЭС
  • Солнечная энергетика сегодня: Чубайс плюс Вексельберг
  • Экологический календарь. 26 апреля - День памяти погибших в радиационных ав ...
  • Автостоянки на воде – решение транспортных проблем?
  • Ретрофутуризм или опять реки поворачивают вспять!
  •  

    Просмотров: 8668 автор: E.Esina 7 мая 2009 Напечатать Комментарии (0)
    Добавление комментария