Навигация
Информеры
  • Погода
  • Праздники
  • Периодическая таблица элементов
  • Другие новости
    Федеральный закон от 26.06.2008 N 96-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе"
    Вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования. Принят ГД ФС РФ 11.06.2008.

    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 декабря 2004 г. N 296 г. Москва Об утверждении перечня лекарственных средств
    Перечень льготных лекарственных средств. Опубликовано 10 декабря 2004 г.

    Правовые аспекты доступа к экологической информации (часть 2)
    Обзор современного российского законодательства, регулирующего доступ к эко-информации: окончание (нажмите сюда, чтобы прочесть начало статьи).

    Популярное
    Опрос

    Лучший из всех
    Неплохой
    Устраивает
    Встречал и получше
    Совсем не понравился


    Translations
    Статистика
    Rambler's Top100 Rambler's
Top100

      RosEcoAudit.RU » Главная » Неконституционным постановление правительства по экологическим платежам

    Неконституционным постановление правительства по экологическим платежам

    14 мая Конституционный суд РФ признал неконституционным постановление правительства «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды».

    автор ЗлатковскийСогласно этому постановлению, бюджетные и социальные организации получали право платить за свои выбросы меньше других, или вообще не компенсировать наносимый своей деятельностью ущерб природе. Решение о снижении размера платежа или об освобождении от платы за загрязнение окружающей среды могли принять органы исполнительной власти регионов совместно с территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов и Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора.

    Поводом к рассмотрению дела стал запрос Верховного суда Татарстана. В 2007 году кабинет министров республики освободил от платы за негативное воздействие на окружающую среду организации, финансируемые из бюджета региона. Как мнению прокуратуры Татарстана, постановление нарушало равноправие форм собственности и затрудняло экологический контроль.

    В постановлении Конституционного суда говорится, что правительство вышло за пределы своей компетенции, так как льготы могут быть установлены только законом и не должны вызывать сомнений «с точки зрения справедливости и правомерности», иначе возникнет неравенство между субъектами правоотношений и будет нарушен принцип платности природопользования. Тем более, такие платежи по своей правовой природе не являются налогом, а носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер. Они вызваны необходимостью возмещения вреда окружающей среде, и преследуют не фискальные цели (интерес государства в наполнении казны), а сохранение природы и обеспечение экологической безопасности.

    В соответствии с вынесенным постановлением Конституционного суда РФ, указанные нормы утрачивают силу с 1 января 2010 г. Как пояснил судья-докладчик по делу Гадис Гаджиев, до этого срока бюджетные организации, которые в основном и пользовались данным льготами, должны пересмотреть указанные сметы и изыскать средства на покрытие расходов.

    Современный уровень интенсивности использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды обуславливает принципиально новые требования к государственному финансовому регулированию в области природопользования и охраны окружающей среды и требует решения целого комплекса проблем экономического, социального и экологического характера.

    В общем виде, бюджетная финансовая политика является одним из фискальных направлений государственного регулирования и основывается на совокупности государственных расходов и доходов, изменений порядка расходования финансовых средств, и при этом носит директивный характер. Однако применение фискальной политики в такой специфической области, как природопользование и охрана окружающей среды, без стимулирующих экономических рычагов будет препятствовать стабилизации и улучшению экологической ситуации в России.

    В апреле 2008 года прокуратура Татарстана внесла в Кабинет министров республики протест на постановление, сославшись на статьи 42 и 58 Конституции РФ, которые гласят, что граждане России имеют право на благоприятную окружающую среду и обязаны ее сохранять.

    Принцип платы за негативное экологическое воздействие закреплен статьей 16 федерального закона "Об охране окружающей среды", и его никто не отменял.

    Тем не менее, правительство Татарстана отказалось удовлетворить протест, после чего прокуратура обратилась в Верховный суд республики, который, в свою очередь, обратился в Конституционный суд России.

    Прокуратурой было указано на "коррупциогенность" (а ведь Президент постоянно говорит о борьбе с коррупцией) оспариваемого механизма.

    "Забавную" позицию занял один из представителей Министерства природных ресурсов, который отметил, что платежи за загрязнение окружающей среды все равно "растворяются в бюджете", а механизм освобождения от них добросовестных природопользователей стимулирует их не загрязнять среду сверх установленных норм. Для примера: согласно отчетам об исполнении бюджета Татарстана, в 2006 году сборы по экологическим платежам составили 274,52 млн. руб., в 2007 году - 322,81 млн. руб. С такими показателями можно говорить, что такие деньги "растворяются"!

    Впрочем, в ходе процесса было отмечено, что федеральное законодательство допускает предоставление льгот для внедрения новых технологий и эффективных мер по охране окружающей среды, однако экологические платежи являются обязательными для всех природопользователей.

    Конституционный Суд в итоге согласился с прокуратурой, что льготы не должны вызывать сомнения "с точки зрения справедливости и правомерности", а правительство вышло за пределы своей компетенции, взяв на себя законодательные функции.

    Решение Конституционного Суда, таким образом, имеет двойное политическое значение: установив, что федеральные чиновники превысили свои полномочия, cуд тем самым лишил очередных полномочий субъекты федерации.

    Для государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды в системе бюджетного финансирования, необходима общая концепция и выработка стратегии по оптимизации бюджетного финансирования с учетом экологических требований для обеспечения экологической безопасности в целом по Российской Федерации.

    В настоящее время обеспечение экологической безопасности в России, в первую очередь, связано с прогнозируемым экономическим ростом, который неминуемо приведет к ухудшению состояния природной среды ввиду изношенности основных производственных фондов предприятий-природопользователей.

    В этих условиях принципиально важное значение приобретают экономические методы, применяемые государством в отношении предприятий и организации, оказывающих негативное воздействие на окружающую природную среду. При этом экономические методы должны иметь стимулирующую функцию и тем самым вынуждать субъектов хозяйствования заниматься природоохранной деятельностью для создания благоприятных экологических условий.

    Однако в связи с перестройкой всей организационной системы государственного управления в стране, природоохранные правовые нормативные документы, в части платежей за загрязнение окружающей среды вступили в противоречие с вновь принятыми нормами бюджетного и налогового законодательства, поскольку ни Бюджетный, ни Налоговый кодексы не учитывают положений действующего Закона РФ "Об охране окружающей среды".

    В связи с этим возникла острая необходимость в приведении в соответствие всех нормативных правовых актов, включая бюджетное, налоговое, гражданское, административное и природоохранительное законодательство, в части регулирования негативного воздействия на окружающую природную среду в результате хозяйственной и иной деятельности субъектов природопользования. Необходимость-то возникла, но ничего существенного в этом направлении не делается. Поэтому и возникают такие "ляпы" у правительств субъектов. А если подойти с позиции экономического анализа, то в условиях глобального экономического кризиса, куда "волей судьбы" была втянута и Россия, отлаженный механизм экологических платежей, с возможностью их использования для внедрения природоохранных мероприятий, мог бы стать одним из направлений в антикризисной программе.

     

     

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

     

    Другие новости по теме:

  • Парламентские новости
  • УСЛУГИ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Пусть нарушитель плачет или правонарушения, представляющие угрозу причинени ...
  • Внимание!!! Новое в Техническом регулировании.
  • Правительственный час.
  •  

    Просмотров: 3175 автор: E.Esina 21 мая 2009 Напечатать Комментарии (1)
    Написал: n1gg3r (12 октября 2009 15:29)  
    Благодарю)
    Зарегистрирован: 1.01.1970 ICQ: -- [цитировать]
    Добавление комментария