14 мая Конституционный суд РФ признал неконституционным постановление
правительства «Об утверждении порядка определения платы
и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной
среды».
Согласно этому постановлению, бюджетные и социальные организации
получали право платить за свои выбросы меньше других, или вообще не
компенсировать наносимый своей деятельностью ущерб природе. Решение
о снижении размера платежа или об освобождении от платы
за загрязнение окружающей среды могли принять органы исполнительной власти
регионов совместно с территориальными органами Министерства экологии
и природных ресурсов и Государственного комитета
санитарно-эпидемиологического надзора.
Поводом к рассмотрению дела стал запрос Верховного суда Татарстана. В
2007 году кабинет министров республики освободил от платы за негативное
воздействие на окружающую среду организации, финансируемые из бюджета региона.
Как мнению прокуратуры Татарстана, постановление нарушало равноправие форм
собственности и затрудняло экологический контроль.
В постановлении Конституционного суда говорится, что правительство
вышло за пределы своей компетенции, так как льготы могут быть установлены
только законом и не должны вызывать сомнений «с точки зрения справедливости и
правомерности», иначе возникнет неравенство между субъектами правоотношений и
будет нарушен принцип платности природопользования. Тем более, такие платежи
по своей правовой природе не являются налогом, а носят
индивидуально-возмездный и компенсационный характер. Они вызваны
необходимостью возмещения вреда окружающей среде, и преследуют
не фискальные цели (интерес государства в наполнении казны),
а сохранение природы и обеспечение экологической безопасности.
В соответствии с вынесенным постановлением Конституционного суда РФ,
указанные нормы утрачивают силу с 1 января
2010 г. Как пояснил
судья-докладчик по делу Гадис Гаджиев, до этого срока бюджетные организации,
которые в основном и пользовались данным льготами, должны пересмотреть
указанные сметы и изыскать средства на покрытие расходов.
Современный уровень интенсивности использования природных ресурсов и
загрязнения окружающей среды обуславливает принципиально новые требования к
государственному финансовому регулированию в области природопользования и
охраны окружающей среды и требует решения целого комплекса проблем
экономического, социального и экологического характера.
В общем виде, бюджетная финансовая политика является одним из
фискальных направлений государственного регулирования и основывается на
совокупности государственных расходов и доходов, изменений порядка расходования
финансовых средств, и при этом носит директивный характер. Однако применение
фискальной политики в такой специфической области, как природопользование и
охрана окружающей среды, без стимулирующих экономических рычагов будет
препятствовать стабилизации и улучшению экологической ситуации в России.
В апреле 2008 года прокуратура Татарстана внесла в Кабинет министров
республики протест на постановление, сославшись на статьи 42 и 58 Конституции
РФ, которые гласят, что граждане России имеют право на благоприятную окружающую
среду и обязаны ее сохранять.
Принцип платы за негативное экологическое воздействие закреплен
статьей 16 федерального закона "Об охране окружающей среды", и его
никто не отменял.
Тем не менее, правительство Татарстана отказалось удовлетворить
протест, после чего прокуратура обратилась в Верховный суд республики, который,
в свою очередь, обратился в Конституционный суд России.
Прокуратурой было указано на "коррупциогенность" (а ведь
Президент постоянно говорит о борьбе с коррупцией) оспариваемого механизма.
"Забавную" позицию занял один из представителей Министерства
природных ресурсов, который отметил, что платежи за загрязнение окружающей
среды все равно "растворяются в бюджете", а механизм освобождения от
них добросовестных природопользователей стимулирует их не загрязнять среду
сверх установленных норм. Для примера: согласно отчетам об исполнении бюджета
Татарстана, в 2006 году сборы по экологическим платежам составили 274,52 млн.
руб., в 2007 году - 322,81 млн. руб. С такими показателями можно говорить, что
такие деньги "растворяются"!
Впрочем, в ходе процесса было отмечено, что федеральное
законодательство допускает предоставление льгот для внедрения новых технологий
и эффективных мер по охране окружающей среды, однако экологические платежи
являются обязательными для всех природопользователей.
Конституционный Суд в итоге согласился с прокуратурой, что льготы не
должны вызывать сомнения "с точки зрения справедливости и
правомерности", а правительство вышло за пределы своей компетенции, взяв
на себя законодательные функции.
Решение Конституционного Суда, таким образом, имеет двойное
политическое значение: установив, что федеральные чиновники превысили свои
полномочия, cуд тем самым лишил очередных полномочий субъекты федерации.
Для государственного регулирования природопользования и охраны
окружающей среды в системе бюджетного финансирования, необходима общая
концепция и выработка стратегии по оптимизации бюджетного финансирования с
учетом экологических требований для обеспечения экологической безопасности в
целом по Российской Федерации.
В настоящее время обеспечение экологической безопасности в России, в
первую очередь, связано с прогнозируемым экономическим ростом, который
неминуемо приведет к ухудшению состояния природной среды ввиду изношенности
основных производственных фондов предприятий-природопользователей.
В этих условиях принципиально важное значение приобретают
экономические методы, применяемые государством в отношении предприятий и
организации, оказывающих негативное воздействие на окружающую природную среду.
При этом экономические методы должны иметь стимулирующую функцию и тем самым
вынуждать субъектов хозяйствования заниматься природоохранной деятельностью для
создания благоприятных экологических условий.
Однако в связи с перестройкой всей организационной системы
государственного управления в стране, природоохранные правовые нормативные
документы, в части платежей за загрязнение окружающей среды вступили в
противоречие с вновь принятыми нормами бюджетного и налогового
законодательства, поскольку ни Бюджетный, ни Налоговый кодексы не учитывают
положений действующего Закона РФ "Об охране окружающей среды".
В связи с этим возникла острая необходимость в приведении в
соответствие всех нормативных правовых актов, включая бюджетное, налоговое,
гражданское, административное и природоохранительное законодательство, в части
регулирования негативного воздействия на окружающую природную среду в
результате хозяйственной и иной деятельности субъектов природопользования.
Необходимость-то возникла, но ничего существенного в этом направлении не
делается. Поэтому и возникают такие "ляпы" у правительств субъектов.
А если подойти с позиции экономического анализа, то в условиях глобального
экономического кризиса, куда "волей судьбы" была втянута и Россия,
отлаженный механизм экологических платежей, с возможностью их использования для
внедрения природоохранных мероприятий, мог бы стать одним из направлений в
антикризисной программе.