По данным агентства
«Интерфакс», в среду в Минприроды России прошло совещание по
поводу участившихся фактов незаконной охоты в границах особо охраняемых
природных территорий (ООПТ). Самым громким примером этого является падение
вертолета в Алтайском крае, когда в катастрофе погиб постпред президента в
Госдуме Александр Косопкин. По заявлению экологов, Косопкин вместе с товарищами
охотился на занесенных в Красную книгу животных. По итогам совещания, директор
департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей
среды Минприроды Ринат Гизатулин дал поручение директорам заповедников и национальных
парков «еженедельно готовить и представлять в Минприроды объективную сводку о попытках
нарушить режим ООПТ невзирая на лица».
Находясь на
пороге экологической катастрофы, мы лихорадочно ищем причины сложившегося
положения. Анализ существующего законодательства свидетельствует о недостаточно
приемлемом качестве правовых актов в области охраны животного мира. Да и
министерства и ведомства, ответственные за реализацию данных законов явно не
справляются со своими задачами.
В Федеральном
законе от 29. 12 2006 года № 258-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием
разграничения полномочий» были прописаны разграничения полномочий органов
государственной власти в Российской Федерации по предметам совместного ведения
по владению, пользованию и распоряжению объектами животного мира, отнесенными к
объектам охоты.
Именно такая
передача полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного
контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны,
использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания
субъектам Российской Федерации одновременно с функциями по регулированию
использования объектов животного мира создала условия для должностных нарушений
в условиях рыночных отношений.
Отсутствие же
полномочий у Российской Федерации по осуществлению государственного контроля и
надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере охраны и
использования животного мира и среды его обитания противоречит пункту а) статьи
71 Конституции Российской Федерации, который предусматривает, что контроль за
соблюдением федеральных законов находится в ведении Российской Федерации.
Анализ
многолетних данных по Саратовской области показывает, что незаконный отстрел
лося составляет порядка 10-20% от его послепромысловой численности, объём
незаконного изъятия сурка - более 1000 особей в год. При этом нарушителями
часто применяются экологически опасные способы добычи - использование
автомототранспорта, а иногда и химических веществ.
После
нашумевших событий, Генпрокуратура России в ходе проверки выявила нарушения
законодательства об охране окружающей среды и природопользования на Алтае
выявила нарушения федерального законодательства об охране природы,
использовании объектов животного мира. В частности, в республике за последний
год по причине браконьерства снизилась численность многих объектов охоты и
наиболее ценных видов рыб, а также взяла на контроль ситуацию в сфере охраны
природы и животного мира на Алтае.
После этого,
господин Гизатулин дал поручение директорам заповедников и национальных парков
«еженедельно готовить и представлять в Минприроды объективную сводку о попытках
нарушить режим ООПТ невзирая на лица». На мой взгляд, будет очередная
профанация. Я, честно говоря, не припомню, чтобы департамент государственной
политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды, дал
официальную оценку «царской охоты» на Алтае.
Есть статья
13 Закона «О животном мире», которая гласит: «Основными функциями специально
уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию
использования объектов животного мира и среды их обитания являются:
осуществление государственного контроля за состоянием, использованием,
воспроизводством объектов животного мира…».
Но, секрет в
том, что практически повсеместно региональные Управления по охране, контролю и
регулированию использования охотничьих животных не выполняют возложенных на них
законом функций.
Безусловно,
директора заповедников и национальных парков будут готовить очередные отписки, но
все равно будут скрываться случаи браконьерства чиновников. Никто не захочет
лишаться работы в кризис. В лучшем случае найдут «стрелочника» для отчета!
На
мой взгляд, для начала, необходимо внести в Уголовный кодекс Российской
Федерации само понятие причинения значительного ущерба особо охраняемым
природным территориям, тогда и ответственность за содеянное проще установить.
Хоть кризис
на дворе, а Национальное управление по исследованию океанов и атмосферы США
(NOAA) с 1 мая ввело новые правила рыболовного промысла, которые, в частности,
ограничивают количество ряда видов рыбы, которое рыбаки могут держать на борту
судна и доставлять на берег в течение промысла. Эти Правила помогут сохранить
наиболее уязвимые запасы придонной рыбы в северо-восточных промысловых районах
и вместе с тем по-прежнему позволят рыбакам ловить рыбу в тех областях, где
ситуация видится более благополучной для восстановления рыбных ресурсов. Новые
правила должны уравновесить экономическую составляющую проблемы и задачи
сохранения рыбного богатства. Вот и Прокуратура не нужна. Просто экономика без
экологии ничего не стоит.
Мы можем и
должны, если придется, защищать животных, птиц, растения в суде.