Навигация
Информеры
  • Погода
  • Праздники
  • Периодическая таблица элементов
  • Другие новости
    Постановление Правительства РФ от 17.07.2003 N 442 "О трансграничном перемещении отходов"
    Ред. от 14.02.2009. Приложение N 1. Перечень опасных отходов, ввоз (вывоз) которых на территорию (с территории) Российской Федерации осуществляется по лицензии Министерства промышленности и торговли ...

    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.01.2009 N 5 "Об утверждении гигиенических нормативов ГН 2.1.6.2451-09"
    Вместе с "Гигиеническими нормативами ГН 2.1.6.2451-09 "Дополнение 3 К ГН 2.1.6.2309-07 "Ориентировачные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных ...

    Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 159 "О предельной численности должностных лиц специально уполномоченных государственных органов субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, которым разрешено хранение, ношение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия"
    Начало действия документа - 10.03.2009. Подробнее: http://ecoportal.su/news.php?id=1732.

    Популярное
    Опрос

    Лучший из всех
    Неплохой
    Устраивает
    Встречал и получше
    Совсем не понравился


    Translations
    Статистика
    Rambler's Top100 Rambler's
Top100

      RosEcoAudit.RU » Главная » Инициатива Адольфо Перес Эскивель по созданию Международного трибунала по преступлением против окружающей среды

    Инициатива Адольфо Перес Эскивель по созданию Международного трибунала по преступлением против окружающей среды

    altАргентинский скульптор и правозащитник Адольфо Перес Эскивель (Peres Esquivel), лауреат Нобелевской премии мира 1980 года, совместно с Международной академией экологических наук в Венеции выступил с предложением учредить Международный трибунал по преступлениям против окружающей среды.

     

    Аксиома Лиддел Гарта гласит: "Если послевоенный мир для участника войны оказывается хуже, чем был довоенный - то можно утверждать, что этот участник проиграл". Существует понятие "закон непрерывности войн", которое применимо и к крупным государствам, и, прежде всего, к России, которая по причине своих природных богатств и обширности территории неизменно привлекает к себе внимание агрессора и находится под его постоянным прицелом. В данном контексте "агрессор" - это не противник в прямом понимании военных, а, прежде всего стратегия "управляемого хаоса".

    Международно-правовое обеспечение экологической безопасности в военной деятельности является одним из главных условий выживания человечества, в использовании нового подхода к проблеме систематизации международно-правовых норм, в утверждении положения об обеспечении международной экологической безопасности в военной деятельности в рамках уже существующей системы международной безопасности, в реализации экосистемного подхода к решению правовых проблем международной экологической безопасности в военной деятельности.
    В случае с военной акцией Грузии в Южной Осетии оценки, даваемые западным интеллектуальным сообществом, широко варьируются - от прославления этой акции как крестового похода во имя гуманности, права и справедливости до ее развенчания как проявления цивилизованного зверства и государственного терроризма.

    На пути экологического и социального здравомыслия, нормализации международных отношений, полнокровного развития национальной экономики нередко встают переносимые в сферу межгосударственных отношений такие преграды, как общественное мнение и морально-этические нормы, объективно связанные рамками своего культурного опыта, исторические условия, идеологические противоречия и масса других. В любом уголке планеты растет обеспокоенность людей своим будущим, все чаще перед ними встает вопрос - что несет с собой наступающий день.
    Авиационная война НАТО против Югославии в марте-апреле 1999 г. проводилась под предлогом предотвращения гуманитарной катастрофы - речь шла о положении беженцев, а также этнических чистках в Косово (натовская сторона говорила исключительно о положении албанцев, игнорируя аналогичные проблемы сербского населения). Как раз в 1999 году в стратегическую концепцию НАТО был включен тезис о праве альянса по всему миру без санкции Совета Безопасности осуществлять гуманитарные интервенции.

    Сам термин "экологическая безопасность" используется пока лишь в незначительном числе международных документов, чего не скажешь о российских нормативно-правовых актах, хотя и здесь единого его определения пока еще нет. Более того, разработка в российском законодательстве понятия экологической безопасности приводит лишь к углублению противоречий в правовом регулировании экологических проблем. В международно-правовых документах отсутствует четкое определение этого понятия.
    Параллельное развитие правового регулирования охраны окружающей среды и её деградация, наличие опасности экологической катастрофы, связанной с военными приготовлениями и вооруженными конфликтами, свидетельствует о несовершенстве методологического подхода к международно-правовому регулированию охраны окружающей среды и международной безопасности. Связь этих проблем и постановка их на качественно новый уровень - уровень международной экологической безопасности.
    Обязательства, связанные с обеспечением международной экологической безопасности, которые берут на себя вооруженные силы государств, должны всесторонне отражаться в соответствующих нормативно-правовых актах, разрабатываемых профильными ведомствами, с учетом национальных и международно-правовых норм.

    Однако, война в Индокитае 1961 - 1975 гг. знаменовала собой качественно новый уровень антиэкологической экспансии. Стратегия США для достижения этих целей требовала массированного применения вооружений, как обычных, так и специальных, предназначенных в первую очередь для уничтожения лесов и сельскохозяйственных угодий Южного Вьетнама. При этом главный упор делался на то, чтобы эти акции причинили основной ущерб природной среде и экономике Вьетнама, а на более серьезные социальные последствия войны внимания не обращалось.
    ЦРУ было инициатором операций по засеву облаков во Вьетнаме, санкционировав проект искусственного вызывания осадков над Сайгоном в 1963 г. Существуют архивные данные, заявление военных о том, что в Юго-Восточной Азии им удавалось вызывать от 2,5 до 17,5 мм осадков. При применении диоксина, входившего в состав "эйджент орандж" - гербицида, наиболее широко использовавшегося США во Вьетнаме в качестве химического оружия, по приблизительным оценкам, было уничтожено 400 тыс. га посевных площадей Южного Вьетнама.
    В период военных действий (1994 - 1996 гг.) на территории Чеченской Республики было установлено свыше 160 тыс. мин и фугасных зарядов, в том числе и противопехотная мина МОН-50, разрывающаяся на две тысячи осколков, которая более опасна, чем растяжка с гранатой Ф-1, имеющей радиус поражения до 50 м.
    Начатой НАТО 24 марта 1999 года и продолжающейся больше месяца агрессией против суверенной Югославии спровоцирована беспрецедентная в современной Европе гуманитарная катастрофа. Гуманитарная катастрофа переросла в экологическую катастрофу. Война разрушает естественные биогеоэкосистемы Югославии.
    При нападении на Югославию было использовано немало оружия, которое запрещено международными конвенциями (кассетные бомбы, боеприпасы с обедненным ураном и т.п.). Это оружие было угрозой не для одной военной инфраструктуры. Оно еще в большей степени угрожало жизни граждан и окружающей среде. В период бомбардировок на Югославию было сброшено около 10 тонн обедненного урана.
    Были разбомблены баки с винилхлоридом-мономером (1200 тонн), хлором, гидроокисью натрия (6000 тонн), соляной кислоты (33-процентной - 800 тонн), этилендихлоридом (1500 тонн). Из этого количества только в реку Дунай влилось около 3000 тыс. тонн гидроокиси натрия, 600 т соляной кислоты, 1400 тонн этилендихлорида, значительное количество нефти и нефтепродуктов. В результате бомбардировки тукового завода крылатыми снарядами, образовалось вместе с газами из петрохимического комплекса общее облако, в котором концентрация винилхлорида-мономера была в 3-4 тысячи раз больше допустимых значений.
    Во время войны в Ираке самолеты А-16 использовались только 1 раз (по заявлению командования - 26 февраля 1991 г.), выпустив примерно 1 тысячу 30-мм снарядов. В дельте рек Тигр и Евфрат на территории Ирака за последние десять лет возникла катастрофическая с экологической точки зрения ситуация, последствия которой пока непредсказуемы. Уже сейчас низменность в дельте Тигра и Евфрата практически полностью высохла. Уничтожение исконного ландшафта грозит нарушить экологическое равновесие на берегах Персидского залива. В результате широкомасштабного военного конфликта, применения токсичного оружия большой разрушительной силы возможно резкое увеличение числа раковых заболеваний и новорожденных с физическими недостатками, нефть в арабском регионе может уйти на более глубокие горизонты.
    События, происходившие на территории Кувейта и близлежащих территорий Персидского залива после операции "Буря в пустыне" в начале 1991 года, являются наиболее характерным примером экологической катастрофы.
    Отступая из Кувейта, иракские войска взорвали большинство из 1250 нефтяных буровых скважин. Свыше 700 из них горело на протяжении шести месяцев, отравляя окружающую среду газами и сажей. В результате, в сутки в атмосферу выбрасывалось около 70 млн. куб. м. газа, в составе которого присутствовали до 50 тыс. тонн диоксида серы (главного компонента кислотных дождей), до 100 тыс. тонн углекислого газа.
    Оценка экологических последствий для экономики также огромна. Стоимость очистки 640 км пляжей в Саудовской Аравии от нефтяного загрязнения после войны в 1991 году составляла 540 миллиона долларов. Удаление 1.6 миллионов противопехотных мин из Кувейта обошлось в более 400 миллионов долларов. И это только два компонента экологического долга прошедшей войны.
    Катастрофические экологические последствия, проанализированных военных конфликтов показали низкую эффективность отдельных элементов межународно-правового обеспечения экологической безопасности в военной деятельности.

    Еще один из последних примеров.
    Развязанная агрессия Грузии в Южной Осетии привела к многочисленным жертвам, в том числе среди мирного населения, и вызвала, по сути, настоящую гуманитарную катастрофу, и это конечно, уже преступление против осетинского народа. Кроме того, на лицо, все элементы экоцида.
    В августе 2008 г., по имеющимся сведениям, многие памятники разрушены или сильно пострадали, а системы залпового огня могли уничтожить археологические памятники в окрестностях Цхинвали. Разрушена древняя Кавтская церковь Святого Георгия VIII - IX веков. Фактически уничтожено здание парламента, являвшегося всесоюзным памятником. Кто оценит и заплатит за это?
    При применении для обстрела Цхинвала системы "Град" (полевая 122-мм дивизионная реактивная система залпового огня БМ-21) происходит высвобождение опасных химических веществ - сырья, полупродуктов применяемого вооружения, что приводит к превышению их концентрации в атмосфере до уровней, сравнимых с применением химических вооружений. Залпом из 40 осколочно-фугасных снарядов обеспечивается поражение открыто расположенной живой силы на площади 1046 кв. м, небронированной техники - на площади 840 кв. м.

    Регенерация почв и водоемов, подвергшихся подобному химическому поражению, по отдельным компонентам может даже при интенсивной рекультивации потребовать многих лет, даже десятилетий. Многие загрязняющие вещества оказывают весьма жесткое воздействие на живые организмы, в том числе на человека. Мутагенным действием обладают тяжелые металлы. Это одновременно обеспечивает длительную, на 50-100 лет, неконкурентоспособность пораженных территорий на рынке продовольствия.
    В первую очередь необходимо провести обследования территории и воды на соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам, и только потом принимать решения о восстановлении водоснабжения и ремонта очистных сооружений. Скорее всего, придется использовать современные системы очистки питьевой воды в дополнение к тому, что смогут восстановить.
    На многие годы выведены из сельхозоборота земли, которые подверглись воздействию бомбардировок и обстрелов. На сегодняшний день нет методики, признанной европейским сообществом и США, позволяющий оценить ущербы будущих периодов после военных действий.
    По данным "Интерфакс", Тбилиси намерен потребовать от Москвы компенсацию в размере 15 миллиардов долларов за экономический ущерб, нанесенный Абхазии и Южной Осетии, однако Южной Осетии был нанесен непоправимый урон еще в 1989-1992 гг. Были разрушены деревни, сожжено большое количество домов, угнан скот, автотранспортные средства.

    В 2007 г. генеральный секретарь ООН Кофи Аннан заявил, что экологические последствия вооруженных конфликтов игнорируются современными законами. Он призвал пересмотреть международные соглашения, касающиеся войн и вооруженных конфликтов, и распространить их действие на защиту окружающей среды.
    Стороны, участвующие в боевых действиях, несут ответственность за соблюдение международных норм и соглашений, таких, как Женевские конвенции, которые регулируют ведение войны. "Некоторые из таких норм, как, например, запрещение преднамеренного уничтожения сельскохозяйственных угодий, имеют экологическую направленность. Однако в целом экологические последствия войны игнорируются современными законами", - заявил глава ООН. Но это было в 2007году. В 2008 г. ООН - молчит! А почему?

    На сегодняшний день, можно вычленить следующие недостатки международных норм, а именно:

    - несоответствие ущерба природной среде, юридическому значению этого термина в ст.ст.35,55 Дополнительного протокола 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. (Дополнительный протокол I) и чрезвычайно высокий порог применимости положений конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. (Конвенция ЭИМОД);

    - проблема толкования Конвенции ЭНМОД и Дополнительного протокола I, которые придают различный смысл одним и тем же терминам, связанным с оценкой экологического ущерба;

    - действующая в настоящее время система международных нормы предписывает избегать излишнего ущерба окружающей среде, не оправданного военной необходимостью, что не обеспечивает международную экологическую безопасность в конфликтах, подобных, в частности, войне в Персидском заливе;

    - пренебрежение, нарушение и неуважение международных норм отдельными государствами.

    Превентивные средства, используемые для предотвращения конфликтных ситуаций с экологическими последствиями неэффективны в рамках Устава ООН, т.к. практически не реализуются, а фактически осуществляемые действия ООН не совпадают с определенным Уставом механизмах.
    С одной стороны, это связано с тем, что решения Совета Безопасности ООН в предкризисной фазе эскалации конфликта носят сугубо рекомендательный характер. Фактически, по Уставу ООН перед Советом Безопасности (СБ) ставится нереальная задача - предотвратить эскалацию конфликта, оказав содействие в его урегулировании при полном уважении самостоятельности и независимости сторон. Поэтому, часто СБ действует вопреки статьям 42,43 и отдает приоритет в поддержании международной безопасности неустановленным Уставом ООН силам, например, Северо-Атлантическому блоку НАТО.
    С другой стороны, военно-политическая конфронтация Востока и Запада в период после второй мировой войны блокировала реальное осуществление статей 39-51 Устава, которые закрепили принцип централизованного использования вооруженных сил. Лишь в качества исключения из него предусмотрено право государств на индивидуальную и коллективную самооборону (ст.51). Однако, как раз исключение стало правилом, а сам принцип - исключением. Именно право на коллективную самооборону послужило в послевоенный период основанием для создания противостоящих друг другу военно-политических союзов НАТО и Организации Варшавского Договора.
    По предложению европейского сообщества был организован Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) - структура ООН, созданная для восстановления справедливости в отношении жертв военных преступлений и преступлений против человечности, совершённых во время войн в Югославии в 1991-1999 годах и наказания виновных в этих преступлениях. Сегодня лидеры ведущих европейских стран ничего не говорят, о том, что необходимо создать аналогичную структуру, добавив еще обвинителя по экологическим проблемам, и судить там Саакашвили за преступления, совершенные против мирных граждан Южной Осетии.

    Тем не менее, анализ оснований ответственности физических лиц за международные преступные деяния инкорпорированные в российское уголовное законодательство позволяет внести предложение по криминализации посягательств против экологической безопасности человечества.
    Война не проходит бесследно. По опыту всех прошлых войн мы знаем, что война и после того, как заключён мир, продолжает убивать людей. И связано это не только с тем, что повсюду остаются мины, или с тем, что люди страдают от пережитых психологических травм, последствия которых будут сказываться ещё в нескольких поколениях. Нанесённый войной экологический ущерб тоже будет уносить человеческие жизни: отравляющие вещества, выброшенные в атмосферу сегодня, будут давать о себе знать через 10, 20,30 лет.
    Всесторонняя и базирующаяся на принципах международной справедливости реализация этого тезиса всеми государствами мира является безальтернативной основой международной экологической безопасности и выхода мирового сообщества на уровень сбалансированного и устойчивого развития.
    Идея аргентинского скульптора и правозащитник Адольфо Перес Эскивель (Peres Esquivel) замечательная и своевременная. Буду обязательно ее поддерживать!

     

     

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

     

    Другие новости по теме:

  • Экологическая обстановка во время войн и военных конфликтов
  • Сумерки богов или война 08.08.08. Годы спустя
  • Послесловие. Юго-восток Украины: противостояние на грани нервного срыва
  • Юго-восток Украины: противостояние на грани нервного срыва
  • Израиль начал наземную операцию в cекторе Газа. Взгляд эколога.
  •  

    Просмотров: 3226 автор: E.Esina 26 июня 2009 Напечатать Комментарии (1)
    Написал: n1gg3r (13 октября 2009 10:17)  
    Очень интересно, спасибо большое
    Зарегистрирован: 1.01.1970 ICQ: -- [цитировать]
    Добавление комментария