Дорогие коллеги! Высказывайтесь активнее. Мы со своей стороны обобщим ваши мнения и направим в ТПП РФ. Ждем ваших комментариев.
Предложения
Минприроды России по совершенствованию законодательства в области обращения с
отходами
11
декабря
2009 г.
в Торгово-промышленной палате Российской Федерации (ТПП РФ) прошел «круглый
стол» на тему: «Необходимость внесения дальнейших изменений и дополнений в ФЗ
«
Об отходах производства и потребления» и в постановления Правительства РФ
для устранения административных барьеров и обеспечения условий для увеличения
переработки и использования вторичных ресурсов».
В
заседании «круглого стола» приняли участие представители государственных
органов (Минприроды России, Ростехнадзора), комитетов ТПП, организаций -
природопользователей, общественных и научных организаций.
Начальник отдела Департамента государственной политики и
регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России С.Г.
Псюрниченко рассказал об изменениях в законодательстве в области обращения с
отходами в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2008 №309-ФЗ и о
проектах
нормативных правовых актов в области обращения с отходами,
над которыми в настоящее время ведется работа в Минприроды России.
1.
Минприроды России подготовило
проект постановления
Правительства РФ «
О порядке паспортизации отходов». Против
утверждения указанного проекта возражает Минздравсоцразвития и Роспотребнадзор,
которые в соответствии с проектом лишены полномочий по участию в паспортизации
отходов. Предложение данных ведомств - фиксация в паспортах токсичности,
определяемой по методикам Роспотребнадзора.
2.
Идет работа над
Порядком представления субъектами малого и среднего
предпринимательства отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о
размещении отходов в уполномоченные органы государственной власти (в
целях реализации п. 3 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и
потребления» " (ред. от 30.12.2008)). Также согласно акту срок
представления отчетности за
2009
г. предлагается продлить до 1 марта
2010 г.
3.
К середине декабря
2009 г.
Минприроды России планирует подготовить первую редакцию Государственного
реестра объектов размещения отходов
(ГРОРО). Параллельно идет
работа над
Порядком ведения ГРОРО и Правилами инвентаризации ОРО.
Как отметил С.Г. Псюрниченко, в настоящее время серьезной проблемой является
наличие большого количества объектов размещения отходов (ОРО), не удовлетворяющих
требованиям законодательства (расположены в ненадлежащем месте - в
границах населенных пунктов, водоохранных зон, курортных зон и пр.). С
оответственно такие ОРО не могут быть внесены в
реестр и использоваться для размещения отходов.
Кроме того, в ГРОРО планируется указывать
информацию о том, оказывает ли ОРО негативное воздействие на окружающую среду
(НВОС) или нет. Оказывающими НВОС предложено считать такие ОРО, на которых
отсутствуют системы сбора биогаза и очистки фильтрата. В случае если такой
объект не оказывает НВОС, то планируется не взимать плату за НВОС при
размещении в нем отходов.
4.
Идет работа над
Порядком разработки и утверждения проекта нормативов
образования отходов и лимитов на размещение отходов (ПНООЛРО). В
настоящее время данный вопрос регулируется Правилами разработки и утверждения
нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Постановлением
Правительства РФ от 16.06.2000 № 461, и Методическими указаниями по
разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,
утв. Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703. Согласно п. 4 ст.
18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
(ред. от 30.12.2008) указанный порядок утверждается федеральным органом исполнительной
власти в области обращения с отходами, каковым является Минприроды России.
Также
в рамках этого Порядка Минприроды России планирует упростить процедуру
разработки и утверждения ПНООЛРО, исключить излишнюю
"зарегулированность" процесса и учесть введение отчетности в
области обращения с отходами для субъектов малого и среднего
предпринимательства.
5.
Разрабатывается
Порядок отнесения отходов к классам опасности по
степени негативного воздействия на окружающую среду. Было озвучено,
что данный порядок в целом будет соответствовать действующему приказу МПР
России от 15.06.2001 №511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к
классу опасности для окружающей природной среды». Корректировки будут внесены в
части проведения биотестирования и определения ph.
В 2010
г. Минприроды России планирует начать работу над:
Административным
регламентом Ростехнадзора по осуществлению государственной функции по
лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию,
транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности;
Порядком ведения
Федерального классификационного каталога отходов (ФККО) и внести
изменения
в действующий ФККО, утвержденный приказом МПР России от 02.12.2002
№786 (ред. от 30.07.2003). Изменения в ФККО должны быть внесены, учитывая
ликвидацию термина «опасные свойства отходов». В действующей редакции
ФККО одиннадцатая и двенадцатая цифры тринадцатизначного кода, который
соотносится с каждым из видов отходов в ФККО, используются для
кодирования опасных свойств отходов и их комбинаций;
Порядком ведения учета
в области обращения с отходами;
Порядком проведения
мониторинга состояния окружающей среды на ОРО.
Также Минприроды России считает необходимым дополнить перечень
объектов государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) федерального и регионального уровней проектной
документацией на работы по рекультивации нарушенных земель, экологическому
восстановлению нарушенных природных объектов федерального и регионального
уровня.
Отдельный блок доклада С.Г. Псюрниченко был
посвящен проекту изменений в федеральные законы, определяющие (и
разграничивающие) полномочия органов государственной власти Российской
Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления в области обращения с отходами. С точки зрения
Минприроды России в настоящее время указанные полномочия распределены
неравномерно.
Планируется
передача части полномочий Российской
Федерации (например, установление лимитов на размещение
отходов) субъектам Российской Федерации; включение новых полномочий в
области обращения с отходами в полномочия Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления.
Среди
новых полномочий Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации были в том числе названы полномочия по проведению ГЭЭ
проектной документации на работы по рекультивации нарушенных земель,
экологическому восстановлению нарушенных природных объектов федерального и
регионального уровней соответственно.
В процессе заседания другие докладчики особое внимание уделили
необходимости принятия подзаконных нормативных правовых актов в развитие
федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ; вопросам классификации и
паспортизации отходов (расширение перечня сведений, включаемых в ФККО;
целесообразность оформления паспорта отхода для всех отходов I-IV классов
опасности и др.); ведению государственного реестра объектов размещения отходов
(ГРОРО) (уточнение понятий "объект размещения отходов",
"накопление отходов").
Валентин
Владимирович Луценко - эксперт Комитета ТПП по природопользованию и
экологии, обозначил некоторые проблемы в области лицензирования
деятельности по обращению с отходами. В частности он указал на
необходимость получить новую лицензию в случае
осуществления сбора, использования, обезвреживания, транспортировки,
размещения отходов, вид (виды) которых не предусмотрен
(предусмотрены) лицензией. В.В. Луценко предложил указывать в
лицензии не вид отходов, в отношении которых лицензиату разрешено
осуществлять деятельность, а
класс отходов. Это позволило бы
сделать нормативно-правовое регулирование более гибким.
Предложения
по совершенствованию нормативного правового регулирования обращения с отходами
производства и потребления, подготовленные участниками "круглого
стола".
В
указанном документе обозначены следующие
предложения:
Определить орган, ответственный за
ведение ФККО, порядок ведения ФККО.
Утвердить компонентный состав
отходов, общих для многих предприятий, и обеспечить
их внесение в ФККО взамен требования к природопользователям
определять компонентный состав и разрабатывать паспорт отхода.
Предусмотреть процедуру выдачи
паспортов специально уполномоченным органом одновременно с выдачей лимита на
размещение отходов.
Обязать производителей продукции
предоставлять в ФККО сведения о компонентном составе продукции, а при изменении
состава после использования - о компонентном составе продукции после
использования.
В нормативных правовых и
методических актах, определяющих вопросы паспортизации отходов и определения
класса их опасности, исключить необходимость установления токсичности по
классификации Роспотребнадзора.
В
процессе обсуждения была высказана и противоположная точка зрения о
необходимости отмены классификации опасности отходов для окружающей среды,
и, как следствие - об отсутствии необходимости утверждать критерии опасности
отходов для окружающей среды. Класс опасности отходов предлагалось
определять исходя из опасности отходов для здоровья человека (токсичность и
т.д.).
Определить орган, ответственный за
ведение государственного реестра объектов размещения отходов (ГРОРО), порядок
ведения ГРОРО.
Было
высказано предложение считать объектами размещения отходов только объекты
капитального строительства.
В нормативных правовых и
методических актах, определяющих порядок профессиональной подготовки по обращению
с отходами, вместо формулировки «лица, допущенные к обращению с отходами»
использовать формулировку «лица, ответственные за обращение с отходами в
соответствии с приказом по предприятию». Предприятиям должно быть предоставлено
право самостоятельно проводить инструктаж (по аналогии с обучением правилам
охраны труда).
Определить (на уровне
административного регламента) упрощенный порядок корректировки ПНООЛР и
соответственно лимитов на размещение отходов в связи с некоторыми изменениями
производственного процесса.
В нормативных правовых и
методических актах, определяющих процедуры, связанные с
накоплением
отходов, предусмотреть срок накопления до 1 года вместо 6 месяцев (на
срок формирования транспортной партии).
Предусмотреть
требования к юридическим лицам, по порядку проведения производственного
контроля при обращении с отходами, разделив понятия «производственный контроль»
и «экологический мониторинг» и принять соответствующий административный
регламент.