4
октября – Всемирный день защиты животных. Это день, призванный обратить
внимание человечества на проблемы животных.
Решение
отмечать Всемирный день животных (World Animal Day) было принято на
Международном конгрессе сторонников движения в защиту природы, проходившем в
итальянской Флоренции в 1931 году. Дата 4 октября была выбрана неслучайно,именно
в этот день в 1226 году умер святой Франциск Ассизский (Feast Day of St Francis
of Assisi, 1181/1182 - 4 октября 1226), который считается покровителем животных,
основатель монашеского ордена, заступник и покровитель «братьев наших меньших»
- зверей и птиц.
Канонизирован
в 1228 году. Франциск Ассизский одним из первых не только в христианстве, но и
в западной культурной традиции стал подчеркивать духовное равноправие с природой,
проповедовал любовь и сострадание ко всему живому, пытался заменить идею о
безграничности владычества человека на идею равенства всех живых созданий.
Святой видел всю природу как отражение своего создателя и именовал зверей,
птиц, луну, звезды, воду своими
братьями и
сестрами. Легенды
повествуют, что Франциск обладал невероятной способностью вступать в контакт с
дикими зверями, которые не только не причиняли ему вреда, но слушались святого
и защищали его. А он, в свою очередь, призывал не причинять вреда животным,
выступал в их защиту. Франциск Ассизский верил, что природа сама по себе имеет
значение и не зависит от ценности, придаваемой ей человеком. Таким образом, он
предвосхитил идею экологической этики о внутренней ценности дикой природы.
В
1979 году Папа Иоанн Павел II официально назвал святого Франциска Ассизского
патроном экологов.
Способность
сострадать и чувствовать их боль острее своей собственной сделали его святым,
почитаемым во всем мире.
Церкви многих стран проводят службы, посвященные
Всемирному дню животных, либо 4 октября, либо в день, близкий к этой дате.
Общества защиты животных многих стран мира заявили о своей готовности ежегодно
организовывать разнообразные массовые мероприятия.
Только
в 80-х годах 20 столетия в Европе идеи о защите прав животных получили юридическое
оформление.
В
России эта дата отмечается с 2000 года по инициативе Международного фонда
защиты животных. Однако известно, что Россия стала одной из первых европейских
стран, в которой обратили внимание на проблему защиты животных. Уже в 1865 году
в нашей стране появилось «Российское общество покровительства животным»,
которое курировали супруги российских императоров.
На
Руси покровителями и целителями домашних животных почитают святых мучеников
Флора и Лавра, чьи имена содержат в себе то, что принято называть
природой:
Флор – от латинского
floros –
цветущий, Лавр – название дерева,
ветвями которого принято украшать победителей. Почитание этих святых возникло
еще в древние времена. День памяти святых празднуется 18 (31) августа. По
устному преданию, сохранившемуся в Новгородской земле, с открытием мощей святых
мучеников Флора и Лавра прекратился падеж скота. Тогда и началось почитание
святых как покровителей лошадей. Это почитание, возможно, пришло на Русь с
Балкан – родины святых братьев. Именно там возникло предание о том, что мученики
Флор и Лавр были обучены архангелом Михаилом искусству управлять лошадьми.
Согласно иконописному канону святые Флор и Лавр должны быть написаны с конями,
которым они покровительствуют. И до сего дня во многих храмах и музеях России
сохранились прекрасные иконы святых Флора и Лавра с изображением лошадей.
Наибольшее распространение получил сюжет «Чудо о Флоре и Лавре». Предание,
послужившее основой для иконописного сюжета, повествует о том, как святые
братья явились на помощь пастуху, потерявшему коней, и помогли найти пропажу.
Ранние из сохранившихся икон с этим сюжетом относятся к ХIV веку.
В
Москве, на Зацепе, есть храм Флора и Лавра (нынешнее здание построено в 1778
году, но известен храм с 1625 года).

В подмосковном селе Старый Ям находится
церковь святых мучеников Флора и Лавра. Одни из ворот Московского Кремля,
построенного святым князем Дмитрием Донским, назывались Фроловскими, по
названию надвратной церкви в честь святых мучеников. В старой Москве было еще
три храма Флора и Лавра. Эти храмы были построены в местах, рядом с которыми
находились лошади, а также скот для продажи или хозяйственных нужд, – на
Покровской улице и у Мясницких ворот.
Существовал
на Руси удивительный народный обычай: на «лошадиный праздник», как называли
день памяти Флора и Лавра, пригоняли к церквям лошадей со всех окрестных сел и
деревень. В расчесанные гривы и хвосты коней вплетали ленточки и куски кумача и
ситца самых ярких цветов, наряжали их в расшитые попоны и сбрую, украшенную
лентами и бубенцами. Животных водили для купания к водоемам, подводили к
храмам, где совершались торжественные молебны святым мученикам Флору и Лавру.
После молебна тут же перед церковью лошадей окропляли святой водой. Это
происходило повсюду на Русской земле. Прежде святые Флор и Лавр были известны
всем, их изображения можно было найти в каждом крестьянском доме.
Покровителями,
целителями и ходатаями о домашнем скоте также являются святители Спиридон и
Власий. Спиридон (епископ города Тримифунта) с детства был пас
тухом овец, ему
также была дарована власть над стихиями. Власий (епископ города Севатия) до
принятия сана был врачом, а в детстве – пастухом. К нему приходили дикие звери
и кротко ждали, пока святой окончит молитву и благословит их; больных животных
святитель исцелял, возлагая на них руки. Молятся о домашней живности и
святителю Модесту, архиепископу Иерусалимскому, по преданию, однажды оживившему
отравленный домашний скот.
1.
Зов: газета для всех, кто любит животных. Вестник
Российского общества покровительства животным. – 1995. – № 22–23 (458–459). –
С.1–2.
2.
Зов: газета для всех, кто любит животных. Вестник
Российского общества покровительства животным. – 1994. – № 17 (433). – С.1.
3.
Чудо о флоре и Лавре; Акафист святым мученикам Флору и
Лавру/Авторы-составители М.Воловикова и А.Трофимов. –М.: Храм святых мучеников
Флора и Лавра в селе Ям, 1995. – 48 с.: ил.
4.
Будьте сострадательны к животным!: Назидательные
примеры кроткого обхождения с животными, избранные из жизнеописаний св.
угодников Божиих/ Сост. Л.Денисов. – М.: Типография Т-ва И.Д.Сытина, 1915. – 47
с.: рис. (Репринтное издание СПб: «Сатисъ», 1995).