Россия может
урегулировать спор по соответствию утилизационного сбора
на автомобили с другими членами ВТО в неформальном порядке, если
этого не произойдет, вопрос будет решаться в ходе официального
разбирательства, заявил генеральный директор ВТО Паскаль Лами, выступая
в рамках Гайдаровского форума.
«Это будет решаться в ходе разбирательства, если
этот вопрос не будет решен между Россией и другими членами ВТО
дружеским образом, так чтобы это не доходило до суда», - сказал
он.
История
вопроса.
Утилизационный
сбор на автомобили, предусмотренный законом, будет касаться как иномарок, так и
машин российского производства, как новых автомобилей, так и подержанных. Утилизационный
сбор в том виде, в котором его предложили думские депутаты, вызвал негативную
реакцию со стороны автовладельцев. Хотя суть закона понятна. Если водитель
купил, зарегистрировал машину и пользуется ею, но со временем бросает ее, то
нужно задействовать отдельные ресурсы, чтобы провести утилизацию старого авто.
Реализация же закона, как оказалось, больше заботится
о дополнительных взиманиях денег, чем о реальном решении проблемы отходов
производства и потребления. Ведь даже сейчас существуют сервисы, которые
бесплатно утилизируют автомобили, а зависимость размера сбора от объема мотора,
а не от величины автомобиля, наводит на мысль о дифференциации по
платежеспособности, а не потенциальных затратах по утилизации.
Тяжесть уплаты утилизационного сбора на новые машины
ляжет на плечи самих производителей (что, конечно, скажется на цене и,
соответственно, кошельке рядового потребителя), а вот при импорте единичных
транспортных средств утилизационный сбор будут оплачивать сами покупатели.
Глава ВТО отказался высказать свое мнение относительно
того, насколько введение утилизационного сбора на автомобили в России
соответствует обязательствам, принятым Россией на переговорах,
но подчеркнул, что Россия не должна дискриминировать импорт
по сравнению с внутренним производством и должна выполнять
принятые на себя обязательства как член ВТО.
«Все зависит от того, как работает ваша
система утилизационного сбора. Возможно, импорт оказывается в более
невыгодном положении по сравнению с производством автомобилей
в России. Если будет спор по этому вопросу, Россия, поскольку она
стала членом ВТО, не должна ущемлять ни отечественное производство,
ни импорт», - сказал Лами.

Он напомнил, что в рамках ВТО есть развернутая
система решения подобных споров. Если отдельные участники организации считают,
что другая страна-участник нарушает нормы ВТО, они могут направить
соответствующую жалобу, которая будет рассмотрена экспертами, а затем
апелляционным судом. В результате разбирательства будет принято решение,
обязательное к исполнению. «Если не будет выполнено решение,
вынесенное по результатам разбирательства, то будут предприняты
санкции», - сказал Лами.
Ранее директор департамента торговых переговоров
Минэкономразвития Максим Медведков сообщил, что официальные жалобы
на Россию по применяемым ограничительным мерам поступили в ВТО
по утилизационному сбору на автомобили, запрету на ввоз мяса
из США и живого скота из ЕС, а также по соответствию
адвалорных составляющих пошлин специфическим.
Источник. http://news.mail.ru