Навигация
Информеры
  • Погода
  • Праздники
  • Периодическая таблица элементов
  • Другие новости
    Постановление Правительства РФ от 17.07.2003 N 442 "О трансграничном перемещении отходов"
    Ред. от 14.02.2009. Приложение N 1. Перечень опасных отходов, ввоз (вывоз) которых на территорию (с территории) Российской Федерации осуществляется по лицензии Министерства промышленности и торговли ...

    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.01.2009 N 5 "Об утверждении гигиенических нормативов ГН 2.1.6.2451-09"
    Вместе с "Гигиеническими нормативами ГН 2.1.6.2451-09 "Дополнение 3 К ГН 2.1.6.2309-07 "Ориентировачные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных ...

    Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 159 "О предельной численности должностных лиц специально уполномоченных государственных органов субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, которым разрешено хранение, ношение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия"
    Начало действия документа - 10.03.2009. Подробнее: http://ecoportal.su/news.php?id=1732.

    Популярное
    Опрос

    Лучший из всех
    Неплохой
    Устраивает
    Встречал и получше
    Совсем не понравился


    Translations
    Статистика
    Rambler's Top100 Rambler's
Top100

      RosEcoAudit.RU » Внимание проектировщиков! Заключение Минэкономразвития по СЗЗ

    Внимание проектировщиков! Заключение Минэкономразвития по СЗЗ
     

     

    ВЫДЕРЖКИ ИЗ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    об экспертизе Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»

      17 января 2013 г.

    В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2011 г. № 633 «Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – постановление № 633), приказом Минэкономразвития России от 9 ноября 2011 г. № 634 «Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности», а также Планом проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, сформированном на основе предложений объединений субъектов предпринимательской деятельности, Минэкономразвития России провело экспертизу Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (зарегистрировано в Минюсте России 25 января 2008 г. № 10995) (далее также – Санитарные нормы, СанПиН).

    В ходе экспертизы Санитарных норм в период с 1 сентября 2012 г.
    по 1 октября 2012 г. были проведены публичные консультации с целью сбора сведений о положениях Санитарных норм, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Информация о проводимых публичных консультациях была размещена на официальном сайте Минэкономразвития России, а также в сети Интернет по адресу regulation.gov.ru.

    Дополнительно запросы о предоставлении информации были направлены в Минздрав России (письмо от 4 сентября г. № Д26и-2194) и Роспотребнадзор (письмо от 1 октября 2012 г. № Д26и-2333), а также в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Общероссийскую общественную организацию «Российский союз промышленников и предпринимателей», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия», Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», Консультативный совет по иностранным инвестициям в России (письмо
    от 4 сентября 2012 г. № Д26и-2195).

    Позиция Роспотребнадзора была представлена письмом от 18 октября 2012 г. № 01/11896-12-23.

    В нарушение пункта 5 постановления № 633 позиция Минздрава России представлена не была.

    По результатам публичных консультаций были получены позиции от 18 субъектов предпринимательской и иной деятельности (список участников публичных консультаций приведен в приложении 2 к настоящему заключению). Результаты проведения публичных консультаций обобщены в Справке о результатах публичных консультаций по Санитарным нормам (приложение 3 к настоящему заключению).

    Для проведения экспертного исследования положений Санитарных норм была создана Экспертная группа (состав экспертной группы приведен в приложении 1 к данному заключению).

    1. Общее описание рассматриваемого регулирования.

    1.1. Место Санитарных норм в системе нормативного правового регулирования вопросов санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

    Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г.
    № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

    Согласно статье 38 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» разработка санитарных правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека в порядке, установленном положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.

    В настоящее время в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608, Минздрав России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554 утверждено Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании , согласно пункту 3 которого государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила) устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений; содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок; эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта.

    К числу нормативных правовых актов, устанавливающих основания для регулирования санитарно-защитных зон, также относится Федеральный закон
    от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», согласно части 3 статьи 16 которого  «в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций».

    1.2. Проблема, на решение которой направлено принятие Санитарных норм.

    По информации, предоставленной Роспотребнадзором, Санитарные нормы разработаны с целью обеспечения безопасных условий проживания населения на территориях, прилегающих к предприятиям и иным объектам, являющимся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, за счет установления вокруг таких объектов специальной территории с особым режимом использования (далее также – санитарно-защитная зона, СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности – как
    до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

    Как указано Роспотребнадзором, в основе организации санитарно-защитных зон лежит один из фундаментальных принципов защиты здоровья населения – защита расстоянием, которое, согласно физическим законам, ослабляет интенсивность физического и химического загрязнения воздушной среды. В случаях, когда невозможно снизить воздействие на население вредных химических или биологических компонентов выбросов в атмосферный воздух, почву и водоемы, а также физических факторов до гигиенических нормативов
    за счет технологических решений, установление соответствующей санитарно-защитной зоны является единственной мерой по обеспечению безопасных условий проживания населения в районе размещения предприятий и иных объектов, являющихся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека.

    Роспотребнадзором также отмечено, что к моменту утверждения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 практика организации и установления санитарно-защитных зон составляла более 30 лет, основываясь на требованиях санитарных норм проектирования промышленных предприятий (СН 245-63, а затем СН 245-71, утвержденных Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства), установивших необходимость отделения санитарно-защитными зонами жилой застройки от предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками выделения в окружающую среду вредных и неприятно пахнущих веществ, а также источниками повышенных уровней шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн радиочастот, статического электричества и ионизирующих излучений.

    Следует отметить, что в Российской Федерации в настоящее время функционирует свыше 10 000 потенциально опасных химических объектов, относящихся к топливно-энергетическому комплексу, цветной и черной металлургии, химической, целлюлозно-бумажной, горнодобывающей и перерабатывающей, пищевой и другим отраслям промышленности и сельского хозяйства (при этом 70 процентов из них расположены в 146 городах с населением более 100 тыс. человек) [1].

    1.3. Адресаты регулирования.

    Согласно пункту 1.2 Санитарных норм их требования распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

    Таким образом, санитарные нормы оказывают влияние на деятельность юридических и физических лиц (предпринимателей), выступающих в качестве застройщиков, либо эксплуатирующих промышленные объекты и производства, объекты транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, объектов коммунального назначения, спорта, торговли и сервиса; организации экспертизы проектной документации, органы строительного надзора и контролирующие органы (Роспотребнадзор и его территориальные органы).

    Кроме того, Санитарные нормы создают условия для функционирования различного рода посреднических организаций, предлагающих на возмездной основе разработку проекта СЗЗ и его согласование в Роспотребнадзоре, а также экспертных организаций, выполняющих отдельные расчеты и измерения в рамках подготовки проекта СЗЗ.

    1.4. Расходы субъектов предпринимательской и иной деятельности в связи с принятием Санитарных норм.

    Установление и изменение размеров установленных санитарно-защитных зон предусматривает подготовку проекта СЗЗ и его экспертизу с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.), выполняемую аккредитованными организациями.

    При установлении и изменении размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности необходимо также проведение оценки риска здоровью населения (пункт 4.2 Санитарных норм).

    В таблице 1 приведены данные о стоимости подготовки СЗЗ для некоторых объектов (по информации, представленной в Экспертную группу).

     

    Таблица 1

    Площадка

    Ориентировочные размеры СЗЗ, м

    Основные статьи расходов

    Запланированные расходы, млн. руб.

    Объект транспортной инфраструктуры

    (строящийся объект)

    1000

    Разработка единой расчетной   СЗЗ; проведение натурных исследований по подтверждению расчетных границ; корректировка единой расчетной СЗЗ

    2,68

    Промышленное предприятие средних размеров

    (советской постройки)

    1000

    Разработка расчетной   СЗЗ; проведение натурных исследований; экспертиза

    4,38

    Крупное промышленное предприятие (строящийся объект)

     

    1000

    Разработка расчетной СЗЗ в составе проектной документации и программы утверждения СЗЗ; разработка проекта ПДВ; разработка проекта расчетной   СЗЗ; проведение натурных исследований по подтверждению расчетных границ СЗЗ

    2,25

    Промышленное предприятие средних размеров

    (советской постройки, в н.в. модернизация)

    500

    Разработка и экспертиза проекта расчетной СЗЗ с перспективой модернизации; проведение натурных исследований по подтверждению расчетных сокращенных   границ СЗЗ с учетом модернизации

    6,85

     

    По данным одной из компаний-респондентов, ее затраты на приведение в соответствие требованиям СанПиН документации для действующих объектов в 2008-2010 гг. составили более 15 млн. руб.

    Согласно представленным в ходе публичных консультаций данным для субъектов предпринимательской деятельности, относящихся к среднему бизнесу, издержки на подготовку проекта расчетной СЗЗ составляют около 600 тыс. руб., на мероприятия по контролю загрязнения атмосферного воздуха и воздействия физических факторов на границе СЗЗ около 2,5 млн. руб.

    Росавиацией были представлены данные о затратах на установление СЗЗ для аэропортов (таблица 2).

     

    Таблица 2

    Площадка

    Ориентировочные размеры СЗЗ, м

    Основные статьи расходов

    Запланированные расходы, млн. руб.

    Объект транспортной инфраструктуры

    (реконструкция аэропортов)

    СЗЗ и санитарных разрывов 100

    Разработка единой расчетной   СЗЗ; проведение натурных исследований по подтверждению расчетных границ; корректировка единой расчетной СЗЗ

    6-24 (в зависимости от класса аэропорта)

     

    Согласно данным из открытых источников минимальная стоимость подготовки проекта СЗЗ для «несложных» объектов (например, для АЗС) составляет 100 тыс. руб. При этом стоимость ежегодного производственного контроля для таких объектов варьируется от 50 до 150 тыс. руб.

    Установление СЗЗ также требует значительных временных затрат, особенно для предприятий I , II классов. Согласно представленным респондентами данным на практике разработка и согласование СЗЗ требует не менее 3-х лет: в первый год подготавливается проект СЗЗ расчетным путем, проводится оценка риска для здоровья населения, осуществляется экспертиза проекта СЗЗ в аккредитованном учреждении; во второй год проводятся натурные исследования; в третий год подготавливается итоговый отчет с сопоставлением расчетных данных с результатами натурных исследований, СЗЗ утверждается Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации (Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации).

    Как было указано Росавиацией, временные затраты на разработку и согласование проектов СЗЗ аэропортов в ряде случаев достигают 5-6 лет.

     

    2. Основания для проведения экспертизы Санитарных норм.

    По мнению ТПП РФ требования   разработки санитарно-защитных зон при реконструкции промышленных объектов и производств создают негативные условия для инвестиций. Кроме того, было указано, что санитарные нормы содержат большое число требований, применение которых на практике всецело зависит от надзорного органа, создавая исключительно высокую коррупциогенность при правоприменении.

     

    3. Результаты проведенной экспертизы.

    По результатам проведенной экспертизы на основании имеющейся у Минэкономразвития России информации был сделан вывод, что регулирование Санитарными нормами вопросов установления СЗЗ не является эффективным, порождает значительные затраты субъектов предпринимательской деятельности, не приводя при этом к должной защите здоровья граждан, в связи с чем  требует существенной переработки.

    Прежде всего, необходимо отметить, что предусмотренные СанПиН требования к установлению санитарно-защитных зон не увязаны с градостроительным и земельным законодательством, законодательством о кадастровой деятельности.

    Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) санитарно-защитные зоны отнесены к категории зон с особыми условиями использования территорий.

    Согласно статье 15 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 10 Закона о кадастре сведения.

    Согласно пункту 13 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. № 618, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий.

    Также следует отметить, что согласно статье 1 Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» зоны с особыми условиями использования территорий являются объектами землеустройства.

    Для объектов землеустройства предусмотрена возможность подготовки карты (плана) объекта землеустройства (СЗЗ), которая содержит сведения о координатах характерных точек границ объекта землеустройства.

    В соответствии с частью 4 статьи 13 Закона о кадастре, а также приказом Минэкономразвития России от 19 октября 2009 г. № 416 «Об установлении перечня видов и состава сведений кадастровых карт» границы зон с особыми условиями использования территорий относятся к общедоступным кадастровым сведениям, которые воспроизводятся на публичных кадастровых картах.

    Собственно, без отражения информации о СЗЗ на публичных кадастровых картах установление санитарно-защитной зоны лишено смысла, так как делает возможным строительство (в том числе, жилищное) на территории СЗЗ: органы местного самоуправления, выдающие разрешения на строительство, и инвесторы не обладают информацией о наличии зон с особыми условиями использования территорий в границах предполагаемой застройки.

    Тем не менее, СанПиН предусматривает согласование и установление санитарно-защитной зоны в формате выдачи Роспотребнадзором своего рода разрешения субъекту предпринимательской деятельности, никак не учитывая конечную цель данной процедуры – обеспечение безопасных условий проживания населения в районе размещения предприятий. Сами решения об установлении СЗЗ не содержат информации, необходимой для однозначного определения ее контуров (координат характерных точек границы СЗЗ) [2]. Например, СЗЗ для ООО «Разрез «Пермяковский» описывается следующим образом: «от границы земельного отвода: участок открытой угледобычи: в северном направлении - 367 м, в северо-восточном направлении - 377 м, в восточном направлении - 986 м, в юго-восточном направлении - 552 м, в южном направлении - 1195 м, в юго-западном направлении - 832 м, в западном направлении - 784 м, в северо-западном направлении - 970 м» [3].   СанПиН и решения об установлении СЗЗ не предусматривают внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.

    Таким образом, установленные в соответствии с Санитарными нормами СЗЗ влекут значительные затраты предпринимателей без существенного влияния на обеспечение безопасных условий проживания населения.

    Эффективность рассматриваемого регулирования является низким также ввиду отсутствия ясной для заявителей процедуры принятия Роспотребнадзором решения об установлении СЗЗ; дублирования процедуры рассмотрения проекта СЗЗ при экспертизе проектной документации; издания Роспотребнадзором писем, уточняющих и дополняющих положения СанПиН [4], что является нарушением пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, и иных факторов, на которые указывается в настоящем заключении.

    Минэкономразвития России считает необходимой переработку следующих положений СанПиН.

    3.1. Согласно пункту 1.2 СанПиН санитарные нормы распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (далее также – опасные объекты).

    При этом пунктом 1.2 СанПиН под такими объектами понимаются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК (предельно допустимая концентрация) и/или ПДУ (предельно допустимый уровень).

    Одновременно пунктом 2.3 СанПиН установлено, что критерием для определения размера СЗЗ является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК, ПДУ (то есть воздействие в рамках ПДК/ПДУ является допустимым).

    Таким образом, СанПиН фактически предусматривает необходимость разработки проекта СЗЗ даже теми предприятиями, для которых непревышение пределами ПДК (ПДУ) достигается в границах промышленной площадки.

    В этой связи представляется необоснованным критерий определения опасных объектов. Во избежание избыточных расходов субъектов предпринимательской деятельности считаем необходимым уточнить, что источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают ПДК и/или ПДУ.

    Одновременно, нуждается в конкретизации само понятие «промышленная площадка», неоднократно используемое в Санитарных нормах.

    3.2. В соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса проектная документация объектов капитального строительства подлежит экспертизе.

    Согласно части 6 статьи 49 Градостроительного кодекса не допускается проведение иных экспертиз проектной документации, за исключением экспертизы проектной документации, предусмотренной данной статьей, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, а также проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности, искусственных земельных участков на водных объектах.

    Согласно пункту 27 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145, предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий (в соответствии с пунктом 6 Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. № 272, предмет негосударственной экспертизы аналогичен предмету государственной экспертизы).

    При этом статьей 32 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Технический регламент о безопасности зданий) установлено, что мероприятия по охране окружающей среды, предусмотренные в проектной документации здания или сооружения в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, должны обеспечивать предотвращение или минимизацию оказания негативного воздействия на окружающую среду.

    Ряд вопросов установления СЗЗ регулируется также сводами правил, которые включены в утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047-р Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий.

    Например, согласно пункту 3.6 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» санитарно-защитные зоны следует предусматривать, если после проведения всех технических и технологических мер по очистке и обезвреживанию вредных выбросов, снижению уровня шума не обеспечиваются предельно допустимые на селитебной территории уровни концентрации вредных веществ и предельно допустимые уровни шума. Размеры таких зон следует устанавливать в соответствии с действующими санитарными нормами размещения промышленных предприятий и Методикой расчета концентрации в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий, утвержденной Госкомгидрометом СССР, а также с учетом требований защиты от шума и других требований, приведенных в разделе 9 указанных СНиП.

    Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 (далее – Положение о составе разделов проектной документации), предусмотрено наличие в составе проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения:

    – обоснования границ санитарно-защитных зон объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка – в случае необходимости определения указанных зон в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт «б» пункта 12);

    – ситуационного плана размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, предоставленного для размещения этого объекта, с указанием границ зон с особыми условиями их использования, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (подпункт «п» пункта 12);

    – ситуационного плана (карты-схемы) района строительства с указанием на нем границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, границ санитарно-защитной зоны (подпункт «г» пункта 25);

    на линейные объекты капитального строительства:

     карты-схемы с указанием размещения линейного объекта и границ зон с особыми условиями использования территории (подпункт «г» пункта 40).

    В целях недопущения необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности считаем принципиально необходимым разработку проекта СЗЗ только в составе проектной документации и принятие решения о размере СЗЗ исключительно в рамках экспертизы проектной документации, что должно оговариваться в Санитарных нормах. На основании положительного заключения экспертизы проектной документации в соответствии со статьей 15 Закона о кадастре Роспотребнадзором должно издаваться и направляться в Росреестр решение об установлении СЗЗ.

    В этой связи требуют переработки соответствующие положения СанПиН, в том числе указанные ниже.

    При этом в Санитарных нормах полагаем возможным уточнить, что проект СЗЗ должен включать перечень координат характерных точек границы СЗЗ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

    Предложенный порядок установления границ СЗЗ может быть распространен в том числе на действующие объекты – в случае, если проектная документация, на которую в установленном порядке было получено положительное заключение, содержала проект санитарно-защитной зоны.

    При этом следует отметить, что одним из последствий недостаточно эффективного правового регулирования вопросов установления санитарно-защитных зон является нахождение в настоящее время в границах предполагаемых СЗЗ вокруг действующих на протяжении десятков лет промышленных предприятий жилых домов.

    3.3. В пункте 1.2 Санитарных норм установлено, что их требования распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и т.д., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

    Из буквального толкования данного положения следует, что СанПиН распространяются только в отношении вновь строящихся и реконструируемых объектов. Однако, ряд иных положений СанПиН (например, пункты 3.5, 3.12, 3.17, 4.5, 4.6) прямо устанавливают требования, касающиеся действующих объектов. Таким образом, существует проблема определения сферы действия СанПиН на действующие объекты (объекты в иных стадиях их жизненного цикла), что прослеживается, в частности, в противоречивой судебной практике – в одних судебных актах [5] обоснован вывод об отсутствии необходимости разработки СЗЗ для действующих объектов, а в других – противоположный вывод [6].

    Следует отметить, что в письме Роспотребнадзора в адрес Минэкономразвития России особо отмечено, что с октября 2010 г. (очевидно, в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 9 сентября 2010 № 122 «Об утверждении СанПиН 2.2.1/2.1.1.2739-10 «Изменения и дополнения № 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция») требования Санитарных норм распространяются только на вновь строящиеся и вновь реконструируемые объекты.

    В этой связи предлагается внести соответствующие изменения, позволяющие однозначно трактовать положения СанПиН, в иные положения Санитарных норм, учитывая, однако, пункт 3.2 настоящего заключения.

    3.4.  В пункте 2.1 СанПиН установлено, что размер СЗЗ обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности – как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. Также в Санитарных нормах имеются и другие положения, согласно которым от предпринимателей требуется проведение оценки рисков нанесения вреда здоровью населения (пункты 2.9., 3.6., 3.12, 3.13, 4.2, 4.5 и др.).

    В свою очередь, в действующем законодательстве не определено, что понимается под «приемлемым риском для здоровья населения». Нормативно-правой акт, устанавливающий требования к порядку проведения оценки риска здоровья населения и оформлению результатов данной оценки, не принят. Имеющееся «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» (Р 2.1.10.1920-04) не является нормативным правовым актом и, к тому же, распространяется только на случаи химического загрязнения атмосферного воздуха. Вызывает сомнение необходимость достижения данных величин, поскольку гигиенические нормативы являются установленными исследованиями допустимыми максимальными или минимальными количественными и (или) качественными значениями показателей, характеризующими тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека (статья 1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

    Для оценки значений рисков необходимы научные исследования на обширной статистической базе, собранной за достаточно длительное время на многих предприятиях соответствующих производственных специализаций.

    Учитывая изложенное, дополнительное проведение оценки рисков нанесения вреда здоровью населения считаем нецелесообразным.

    3.5. Согласно пункту 2.1 СанПиН размер санитарно-защитной зоны и ре

     

     

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

     

    Другие новости по теме:

  • Правовые новости для проектировщиков и экологов! Не пропустите!
  • УСЛУГИ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Внимание проектировщиков! Получение свидетельства о допуске к работам по по ...
  • Внимание проектировщиков и изыскателей! Разъяснения ФАУ «Главгосэкспертиза ...
  • Внимание проектировщиков и изыскателей! Разъяснения ФАУ «Главгосэкспертиза ...
  •  

    Просмотров: 5477 автор: E.Esina 4 апреля 2013 Напечатать Комментарии (0)
    Добавление комментария