Рождество Христово называют «матерью всех праздников».
Значение этой святой ночи столь велико, что даже ход новой истории и наше
летосчисление ведем мы от Рождества Христова. А на Руси этот Праздник был
особенно любим.
В сочельник до «вечерней звезды», то есть до вечерних
песнопений «Волсви же со звездою путешествуют», ничего не ели и не
садились за стол. Родители рассказывали детям о том, как волхвы пришли
поклониться новорожденному Иисусу Христу и принесли ему дорогие подарки.
Ребятишки с малых лет перенимали от старших не только народную мудрость, но и
сложившиеся веками традиции и обычаи.
В домах украшали любимую с детства рождественскую елку.
Кстати, лесная красавица пришла в Россию из Германии
относительно недавно - при Петре I. Вечная зелень ели и других растений
(можжевельника, лавра, омела) была символом неувядающей жизни. Поэтому и стали
у нас украшать еловыми ветками дома и храмы.
А в ночь на 25 декабря по всей стране, в малых и больших
церквах, совершалось торжественное Богослужение.
С самого утра Великого дня Рождества славили Христа:
ходили «со звездой» по домам, пели церковные гимны и народные колядки о
рождении Младенца от Девы, о простых пастухах и мудрых волхвах.
Об обычаях празднования Рождества до Революции с любовью и
грустью вспоминал в эмиграции в Париже русский писатель Иван Шмелев
Любовь к празднику выражалась и числом храмов и
монастырей, возводимых в честь праздника Рождества Христова.
Самый известный храм в России, посвященный этому Празднику
– храм Рождества Христа Спасителя в Москве. На Рождество Христово, 25 декабря
1812 года, император Александр I подписал высочайший Манифест о создании в
честь победы над армией Наполеона храма «...в ознаменование благодарности Нашей
к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели... Да простоит сей
Храм многие веки, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило
благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их
предков».
С 1917 года, в атеистическом советском государстве, о
Рождестве и упоминать запрещалось, не только праздновать. Вифлеемскую звезду
заменили на пятиконечную (и строго следили, чтобы у любой изображаемой звезды
было только пять лучей), зеленая ель также была подвергнута опале, как
рождественский символ. Люди, пережившие те лихие времена, рассказывают,
как тайком проносили зеленые веточки в дом и прятали их в дальних комнатах от
посторонних глаз. В 1933 году специальным Указом правительства ель вернули
людям, но уже как новогоднюю.
В годы репрессий Рождественские службы совершали тайно в
домах, в лагерях, тюрьмах и ссылках. Рождество праздновали в самых невероятных
условиях, рискуя потерять работу, свободу и даже жизнь.
Незабываемое Рождество Христово провел в лагере на
Соловках писатель Борис Ширяев на нарах
общежития, устроенного в руинах Преображенского собора. Из воспоминаний
киевлянки Валентины Яснопольской видно, какого мужества требовало от верующих
прийти в эти годы на службу в храм.
История России продолжается, Постановлением президента РСФР 1991
года Рождество Христово вновь является официальным праздничным днем для всех
народов Российской Федерации.